Мемориальный зал Матери Марии

Елизавета Пиленко родилась в Риге в семье юриста – товарища окружного прокурора – Юрия Дмитриевича Пиленко. Мама Лизы – Софья Борисовна (урожденная Делоне) была, по материнской линии, из старинного знатного рода Дмитриевых-Мамоновых.

Летом 1895 года, после смерти деда – генерал-лейтенанта в отставке Д.В.Пиленко, семья переезжает на юг, в родовое имение. Детство Лизы и ее младшего брата Мити прошло в Анапе, на берегу Черного моря. Здесь были дома, поместья, виноградники Дмитрия Васильевича известного в свою пору на Кубани и воинскими доблестями, и происхождением из служилого казачьего рода, и заслугами в развитии виноградарства на землях Причерноморья и в т.ч. зоне Абрау-Дюрсо. Отец Лизы Юрий Дмитриевич с 1895 года по 1906 год в Анапе исполнял обязанности городского головы, судьи, попечителя учебных заведений и весьма успешно продолжил занятие виноградарством и виноделием, как и его отец. В 1905 г. он был назначен директором Никитского ботанического сада в Ялте и училища виноградарства и виноделия в Крыму.

Причерноморье, анапская земля с ее неповторимым бурным, ветреным и солнечным нравом стали колыбелью характера Елизаветы Юрьевны. Прекрасное воспитание, поэтический и художественный дар, — все то, чем жила она в годы ее детства и юности, неразрывны с этим краем. Иногда семья выезжала в Петербург, где жили родственники. К этим поездкам относится знакомство маленькой Лизы с обер-прокурором Священного Синода православной церкви К.П. Победоносцевым. Встречи и переписка с другом, как назовет его Елизавета Юрьевна, были первым осмыслением человеческих ценностей и духовных истин, глубокое осознание которых состоялось в ее жизни в годы эмиграции, когда она вступила на путь сострадания, милосердия и христианского служения.

Летом 1906 года, когда семья Пиленко вернулась из Ялты домой, в Анапу, скоропостижно умирает отец Лизы – Юрий Дмитриевич. Мама Лизы – Софья Борисовна, чтобы дать детям хорошее образование, решает снять квартиру в Петербурге и в осеннее-зимнее время жить там.

В Петербурге Лиза продолжила учебу в частной гимназии, а затем и на философском отделении Высших женских Бестужевских курсов.

В 1910 году курсистка Елизавета Пиленко выходит замуж и отныне она – Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева. Вместе с мужем Дмитрием Владимировичем Кузьминым-Караваевым юристом, социал-демократом и эстетом она входит в поэтический, литературно-художественный и философско-религиозный мир Петербурга, названный «серебряным веком» в истории нашей культуры.

Встреча и знакомство еще в гимназическую пору, в 1908 году, с блистательным поэтом Александром Блоком предопределит на долгие годы ее самые сильные чувства и посвященность ему, невзирая на жизненные обстоятельства.

В 1912 году в Петербурге выйдет ее первый поэтический сборник – «Скифские черепки», – дань древности малой родины, – посвященный Черноморскому побережью, «своему Понту», как назовет его Александр Блок.

В 1912 году после поездки заграницу Елизавета Юрьевна покинет Петербург, «последних римлян», как назовет она мир ее окружения, расстанется с мужем и вернется в Анапу, в родительский дом – «к земле приблизилась». Здесь она будет растить свою дочь Гаиану (греч.- «земная»), родившуюся 18 октября 1913 года.

С началом первой мировой войны, в поисках своего пути в жизни, Елизавета Юрьевна придет к осознанию для себя необходимости духовного образования, «постижения Синего ока».

В 1915 году в Петрограде ею будет издана повесть житийно-философского характера – «Юрали».

События в повести происходят на анапской земле (в городе Гастогае, как называется казачья станица, существующая и поныне), а жизнь героя Юрали, по признанию автора, связана с ее, Елизаветы Юрьевны, жизнью.

Продолжением и развитием духовной темы в жизни и творчестве станет второй поэтический сборник – «Руфь», изданный в 1916 году и получивший признание как религиозная поэзия молодого автора.

Художественные работы Елизаветы Юрьевны этого периода также в большинстве связаны с библейскими религиозными образами, т.е. исканиями ее в духовной сфере жизни – «Бог отражался в ней»…

В 1915 году экстерном, как разрешенное ей исключение, она сдает экзамены по курсу петербургской мужской духовной академии.

А «душе хотелось подвига», служения народу, она открывала в себе силы, которые были даны ей, и – «с моим народом вместе шла на бунт, в восстании всеобщем восставала»…

Именно в Анапе в период революционных потрясений 1917-1918 годов и с началом гражданской войны она вступит на путь общественного служения. В феврале 1918г., в период двоевластья в городе, Елизавета Юрьевна примет на себя обязанности городского головы, а с установлением новой, советской власти, большевики введут ее в состав первых советов.

Ставившая своей целью спасение культурных и человеческих ценностей в критических условиях, она, будучи по своим политическим воззрениям членом эсеровской партии, окажется в итоге участницей сложнейших событий, в их центре. В марте 1919 года в Екатеринодаре Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева предстанет перед военно-окружным судом деникинской армии по обвинению в содействии большевикам в Анапе. За сотрудничество с новой властью ей грозила смертная казнь.

Открытая ею самой в ходе суда антибольшевистская работа в составе партии эсеров летом и осенью 1918 года в Москве и Поволжье, активная защита общественности России, вступившейся за нее, – все это изменит ход суда. Встреча во время суда в Екатеринодаре с членом правительства Кубанской краевой Рады – Данилой Ермолаевичем Скобцовым отведет карающий меч над «большевичкой». Замужество в конце 1919 года и расставание с родиной последуют как итог одно за другим. В 1920 году начнется ее путь в эмиграцию через Грузию, – семья покинет родные земли после рождения в Тифлисе сына – Юрия в феврале 1921 года. Крестить его будут уже в Сербии в ноябре 1923 года под именем Георгия Скобцова, сына «казака станицы Урупской Кубанского края Данилы Ермолаевича Скобцова и законной жены его Елизаветы Юрьевны, урожденной Пиленко, по первому браку Кузьмина-Караваева…».

В Крыму в апреле 1920 года от брюшного тифа погибнет брат Елизаветы Юрьевны – Дмитрий Юрьевич Пиленко, находившийся в составе деникинской армии юга России, вместе с частями Врангеля покидавшей Кубань.

Вторая половина жизни Елизаветы Юрьевны Скобцовой связана с вынужденным изгнанничеством, с русской эмиграцией Европы. Константинополь, Сербия, там в декабре 1922 года родится дочь Анастасия, а с 1924 года Франция, где отныне будет жить семья. Здесь на семью обрушится горе – четырехлетняя Настенька погибнет от коварного менингита (1926 г.) и смерть ее на пути испытаний станет для матери первым ударом, изменившим ее отношение к той жизни, в которой семья и вся русская эмиграция оказались.

Преображение, которое последует за пронзительным чувством причастности к судьбе русского народа, судьбе изгнанника, окончательно приводит Елизавету Юрьевну к следованию по пути заповедей православной веры и служению богу через любовь к людям, самую действенную помощь и сострадание к ним. Она приходит к монашеству через осознание своего пути в этом служении. В марте 1932 года Елизавета Юрьевна примет монашеский постриг под именем Марии – во имя Марии Египетской.

Участие в русском христианском студенческом движении (с 1927 г.), женское общежитие для эмигрантов и создание первого приюта, затем второй приют для бездомной эмиграции на улице Лурмель и освящение домовой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы при нем по благословению и поддержке православной церкви русского рассеяния в Европе во главе с митрополитом Евлогием – таково было служение матери Марии в Париже. Приюты для обездоленных, диспансер для туберкулезных и болящих на Нуази ле Гран (1935г.), наконец, общественное христианское служение в форме социального объединения, – «Православного дела», созданного матерью Марией, – вот перечень некоторых значительных дел ее под покровом православной веры во Франции в тридцатые годы. Имя матери Марии – православной монахини в миру становится символом помощи в Париже и обозначится оно и массой незаметных, т.н. «малых дел», для всех нуждающихся, недаром «шаталовой пустынью» назовет ее приют и столовую в Париже Н. Бердяев в ту нелегкую пору.

В годы начавшейся второй мировой войны, на чужбине, в приютившей их Франции, ее дело становится оплотом для гонимых, голодных и сирых, убежищем для тех, кого преследует гитлеризм, фашистская военная сила. Рядом с матерью Марией друзья, соратники и ее родные: мама и единственный сын Юрий (ее старшая дочь Гаиана умерла летом 1936 года в Москве, в Советский Союз она вернулась с Алексеем Толстым в 1935 году). Мать Мария без колебаний включается в антифашистское движение, получившее во Франции название Сопротивления.

В Париже в приюте на улице Лурмель укрывали участников боевых отрядов, прятали пленных и переправляли их в не оккупированную часть Франции, выдавали свидетельства евреям, крестившимся в домовой церкви приюта Матери Марии, устраивали на работу и выдавали справки о работе участникам отрядов, евреям и собирали и переправляли продовольствие боевым отрядам французского антифашистского движения Сопртивления.

В феврале 1943 года гестапо совершает налет на приют с целью ареста матери Марии. Не застав мать Марию, они арестуют Юрия Скобцова, священника церкви на улице Лурмель допрашивают в тот же день и приказывают явится в гестапо. Там они допрашивают отца Димитря Клепинина вновь и арестовывают. Мать Марию гестаповцы арестовали на третий день, когда она, узнав о случившемся, пришла в приют, надеясь на освобождение сына.

Через год, в феврале 1944-го, в концлагере Дора (Бухенвальд) погибнут священник Димитрий Клепинин и Юрий Скобцов. О матери Марии, узнице женского концлагеря Равенсбрюк в Германии расскажут бывшие узницы Равенсбрюка из разных стран. Среди этих правдивых воспоминаний о самоотверженной, сильной духом и верой монахине есть и легенды, удивительные в своей правдивости. Они о ее жизни, подвиге и гибели в концлагере. Мать Мария погибла за месяц и девять дней до окончания войны – 31 марта 1954 года, конец ее был огнепальный.

С укором перечислят мне

Мои грехи святые сестры.

И суд велит гореть в огне.

И это будет новый постриг.

31.12.1938г.

Мать Мария.

17 января 2004 года Константинопольский патриархат Православной Церкви соборно причислил к лику святых монахиню Марию (Скобцову), священника Димитрия Клепинина, иподиакона Георгия Скобцова.

 

БРОНЗОВЫЙ КРЕСТ – памятный знак матери Марии в АНАПЕ.

2ktsa

Установлен 21 декабря 1991г. – к столетию со дня рождения монахини матери Марии, урожденной Пиленко Елизаветы Юрьевны, соотечественницы и землячки (родилась 8 декабря по ст.ст. 1891года).

31 марта 1945 г. мать Мария (Скобцова) погибла в Германии в фашистском концлагере Равенсбрюк, приняв мученическую кончину – «жизнь положив за други своя».

7 мая 1985 г., на родине, Елизавета Юрьевна (Пиленко) Кузьмина–Караваева посмертно награждена орденом Отечественной войны второй степени как участница антифашистского движения Сопротивления во Франции.

В январе 2004 года причислена к лику святых патриархатом Константинопольской Вселенской поместной православной церкви. Прославлена впервые в мае 2004 года экзархатом русской зарубежной православной церкви в кафедральном соборе Александра Невского в Париже, как святая мученица Мария (Скобцова) вместе с сыном – мучеником Георгием (Скобцовым), погибшем в 1944 году в Бухенвальде. (Отец Георгия – казак станицы Урупской Кубанского края Данила Ермолаевич Скобцов).

Памятник установлен в исторической части города возле морского порта Анапы в черте бывшего сквера имени генерал-лейтенанта Д.В.Пиленко ( с 1893 года) и вблизи улицы его же имени (ныне Кордонный).

Пиленко Д.В., бывший первым начальником Черноморского округа с 1867 по 1874г.г. и участником кавказских войн, был дедушкой Елизаветы Юрьевны – род генерала наследовал земли, полученные им за службу, с 1864 года, в пределах нашего района и в Абхазии .

— Авторы идеи, проекта памятника и его установки в 1991г. – археологический музей.

1. Музей – старший научный сотрудник музея Н.Д.Нестеренко

2. Художник Ю.А.Ковальчук.

3.Архитектор Ю.В.Рысин, главный архитектор города Анапы.

В 1999 году в музее по улице Набережной, 4 открыта стационарная экспозиция – мемориальный зал – «Возвращение на родину», – посвященная монахине матери Марии, ее жизни, творчеству,судьбе, кровно связанной с анапской землей, ее историей и сегодняшней памятью о прославленной соотечественнице.

чаипвапрвапрвапр

Добавить комментарий