Статуэтка Тихе

В VI-V в. до н.э. разные причины, которые можно определить, как превратности хода истории и человеческой судьбы, направили взгляды Древних греков в Северное Причерноморье, все дальше и дальше от исторической родины Эллады. Греческие корабли, двигаясь вдоль побережий морей, все глубже проникали в незнакомый мир мифических северных племен киммерийцев. Найдя удобные бухты и плодородные земли эллины основывали новые города-колонии.

Этот период античной истории выводит на первый план среди небожителей-Олимпийцев новую персону – богиню доброго и несчастного случая Тихе, во власти которой было перевесить чаши весов в пользу одного или другого результата. На смену предопределенности пришла вероятность случайного развития человеческой судьбы. Эта переменчивая богиня по одним легендам была дочерью Зевса и являлась одной из мойр, плетущих нить человеческой судьбы, определяющих дату рождения и перерезающих нить жизни в назначенный час. По другой версии, которой придерживался Гесиод, Тихе была дочерью титана Океана. Однако уже в V веке до н.э. у классиков античной литературы Эсхила и Пиндара она уже выступает в качестве могущественной богини судьбы. Изображалась Тихе обычно с рогом изобилия в руке, рогом козы Амалфеи вскормившей своим молоком самого Зевса.

В период великой греческой колонизации, когда пошатнулась безоговорочная вера в предопределенность судьбы, когда эллинов волновал вопрос «Что ждет их на незнакомом берегу – смерть или светлое будущее?» именно Тихе стала считаться покровительницей городов воздвигнутых вдали от родины. Даже высокий головной убор богини (калаф) часто изображали в виде городских оборонительных стен.

Греки, исповедуя культ богини доброго и несчастного случая, нашли лазейку в строгой системе верований и подарили себе возможность если не отсрочить неизбежное, то сделать жизнь более яркой, счастливой и удачной. А достичь этого более вероятно, если стать любимчиком Тихе.

Эту теорию подтверждает горгиппийская находка 1978 года. Исследуя подвал жилого дома на территории нашего музея-заповедника археологам посчастливилось найти статую сидящей богини из мраморного известняка. Необходимо отметить, что коллекция скульптур, найденных в Горгиппии немногочисленна, в первую очередь потому, что центральная площадь агора не исследована археологами и коллекцию составляют, в основном, статуэтки из домашних алтарей. Она была найдена при исследовании дома, погибшего в пожаре, произошедшем во II-I в.в. до н.э. Статуэтка имеет следы пребывания в огне и многочисленные сколы. Тихе представлена как богиня, восседающая на троне. Складки ее одеяния и длинный рукав хитона скреплены брошами. На ее левом плече виден длинный скол от выступавшего рога изобилия козы Амалфеи, правая рука приподнята над коленом, что позволяет предполагать наличие в ней еще одного предмета, скорее всего фиалы. Эта замечательная статуэтка совмещает в одном образе черты сразу двух великих богинь: Матери богов или Кибеллы и богини случая Тихе.

Это не единственная статуэтка покровительницы случая найденная во время раскопок на территории Горгиппии и относятся они к разным периодам существования города. Также найдены и надписи, высеченные в камне, начинающиеся словами посвящения богини Тихе «Агате Тихе». Эти находки говорят о том, что культ Тихе имел официальный характер в Горгиппии. Возможно горгиппийцы именно ее считали покровительницей города.

От этой непостоянной богини, которую судя по древнегреческим мифам опасался сам Зевс, потому что она могла в корне изменить все его приказания, в жизни горгиппийцев зависело буквально все:

— пойдет ли дождь среди ясного неба;
— сядет ли холодный туман на цветущие сады;
— нападут ли волки на мирно пасущиеся стада;
— споткнется ли противник во время борьбы, наступив на каменную осыпь…
Вот как о богине судьбы говорит Еврипид в своей бессмертной трагедии «Алкмена»:

Музам послушный,
К звездным вздымался я высям,
Многих наук причастен,
Но ужасней Судьбы я
Силы не знаю,..

Ни алтарями,
Ни в изваянье не чтима,
Жертвы она не просит…

То, что угодно Зевсу,
Через тебя ведь творится.

С раннего детства жители Горгиппии знали, что эта богиня может как одарить несметными богатствами из рога изобилия понравившегося ей человека, так и отобрать последнее у бедняги, который ей чем-то не угодил.

В конце повествования нельзя не упомянуть о возможности, которую имеют пришедшие в Анапский музей.
Надписи со словами благоговения, хранящиеся в фондах музея, показывают, что даже не находясь рядом с изваянием великой богини горгиппийцы старались задобрить своенравную Тихе и не только по причине страха перед ее гневом, а потому, что у дочери Зевса было замечательное качество – она могла исполнять желания, любые, самые несбыточные. И у гостей музея есть уникальный шанс – загадать перед статуей Тихе самое заветное желание, ведь если быть достойным милости богов и почаще о себе напоминать – все в человеческой судьбе будет замечательно. И небольшой совет детям: если взрослые говорят «Тихо, тихо…» они не просто произносят звуки, которыми стараются успокоить шалунов. Они произносят имя великой греческой богини, предупреждая озорников, что их может наказать сама Тихе…

И.Н.Федина

huVNRgUBkzw

Добавить комментарий