Мать Мария (Скобцова), биографический очерк.

 
Елизавета Пиленко родилась в Риге в семье юриста – Юрия Дмитриевича Пиленко. Мама Лизы – Софья Борисовна – урожденная Делоне – была по материнской линии, из Дмитриевых-Мамоновых.
Летом 1895 г., после смерти деда – генерал-лейтенанта в отставке Дмитрия Васильевича Пиленко, семья переезжает на юг, в родовое имение. Детство Лизы и ее младшего брата Мити прошло в Анапе, на берегу Черного моря. Здесь были дома, поместья, виноградники генерала, известного в свою пору на Кубани и воинскими доблестями, и происхождением из служивого казачьего рода, и заслугами в развитии виноградарства в Причерноморье, в т.ч. в зоне Абрау-Дюрсо.
Причерноморье, анапская земля с ее неповторимым бурным, ветреным и солнечным нравом стали колыбелью характера Елизаветы Юрьевны. Прекрасное воспитание, поэтический и художественный дар, - все то, чем жила она в годы ее детства и юности, неразрывны с этим краем. Иногда семья выезжала в Петербург, где жили родственники.
Летом 1906 г. скоропостижно умирает отец Лизы - Юрий Дмитриевич, и Лиза продолжила учебу в Петербурге в частных гимназиях, затем на философском отделении Высших женских Бестужевских курсов. Встреча и знакомство в 1908 г. с блистательным поэтом Александром Блоком предопределит на долгие годы ее самые сильные чувства.

А.А. Блок -«Когда вы стоите на моем пути…» из письма Елизавете Юрьевне Пиленко (1908 г.)


В 1910 г. курсистка Елизавета Пиленко выходит замуж и отныне она – Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева. Вместе с мужем Дмитрием Владимировичем – юристом, социал-демократом и эстетом, она входит в поэтический, литературно художественный и философско-религиозный мир Петербурга, называемый «серебряным веком».
В 1912 г. в Петербурге выходит ее первый поэтический сборник – «Скифские черепки», - дань древности ее малой родины, - посвященный «Черноморскому побережью, своему Понту», как назовет его Александр Блок.В 1912 г., после поездки заграницу, Елизавета Юрьевна покидает Петербург, «последних римлян», как позже назовет она мир ее окружения, расстанется с мужем и вернется в Анапу, в родительский дом. Здесь она будет жить, занимаясь воспитанием дочери – Гаианы, родившейся 18 октября 1913 г.

С началом первой мировой войны (1914 г.), в поисках своего пути в жизни, Елизавета Юрьевна придет к осознанию для себя необходимости духовного образования, «постижения Синего ока».
В 1915 г. в Петрограде ею будет издана повесть житийно-философского характера – «Юрали». События в повести происходят на анапской земле. Жизнь героя Юрали, по признанию самого автора, связана с ее, Елизаветы Юрьевны жизнью.

Продолжением и развитием темы станет второй поэтический сборник – «Руфь» (1916 г.), получивший признание как религиозная поэзия молодого автора. Художественные работы Елизаветы Юрьевны этого периода также в большинстве связаны с библейскими религиозными образами, т.е. исканиями ее в духовной сфере.
В 1915 г. экстерном, как разрешенное ей исключение, она сдает экзамены по курсу петербургской мужской духовной академии.

В Анапе в период революционных потрясений 1917-18 гг. и с началом гражданской войны она вступает на путь общественного служения. В феврале 1918 г., в период двоевластия, Елизавета Юрьевна примет на себя обязанности городского головы, а с установлением новой, советской власти, большевики введут ее в состав первых советов.

Ставившая своей целью спасение культурных и человеческих ценностей в критических условиях, она, будучи по своим политическим воззрениям членом партии правых эсеров, окажется в итоге участницей сложнейших событий, в их центре. В марте 1919 г. в Екатеринодаре Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева предстанет перед военно-окружным судом деникинской армии по обвинению в содействии большевикам в Анапе весной 1918 г. За сотрудничество с новой властью ей грозила смертная казнь.

Открытая ею самой в ходе суда антибольшевистская работа в составе партии эсеров летом и осенью 1918 г. в Москве и Поволжье, активная защита общественности в России, вступился за нее, все это изменит ход суда. Встреча во время суда в Екатеринодаре с членом правительства Кубанской краевой Рады – Данилой Ермолаевичем Скобцовым – отведет карающий меч над «большевичкой». Замужество в конце 1919 г. и растование с родиной последует как итог – одно за другим. В 1920 г. начинается ее путь в эмиграцию.
В Тифлисе в феврале 1921 г. у Скобцовых родился сын Юрий, крестить его будут уже в Сербии в ноябре 1923 г. под именем Георгия Скобцова, сына «казака станицы Урупской Кубанского края…»
В Крыму в апреле 1920 г. от брюшного тифа умер брат Елизаветы Юрьевны – Дмитрий Пиленко, находившийся в составе деникинской армии.

Вторая половина жизни Елизаветы Юрьевны Скобцовой связана с вынужденным изгнанничеством: Константинополь, Сербия, там в декабре 1922 г. родится дочь Анастасия, а с 1924 г. – Франция, где отныне будет жить семья. Здесь на семью обрушится горе – четырехлетняя Настенька погибает от менингита, и смерть ее на пути испытаний станет для матери первым ударом.

Умирающая Настенька. Рисунок Е.Ю. Скобцовой.


Преображение, которое последует за пронзительным чувством причастности к судьбе русского народа, судьбе изгнанника, окончательно приводит Елизавету Юрьевну к следованию по пути заповедей православной веры и служению богу через любовь к людям, самую действенную помощь и сострадание к ним. Она приходит к монашеству через осознание своего пути в этом служении. В марте 1932 г. Елизавета Юрьевна принимает монашеский постриг под именем Марии, - так ее нарекут: во имя Марии Египетской.

 

Монахиня мать Мария (Скобцова)

Она участвует в русском христианском студенческом движении в Европе с 1927 г. Приюты для обездоленных, диспансер для туберкулезных больных на Нуази ле Гран (1935 г.), наконец, общественное служение в христианском социальном объединении – «Православное дело», созданном матерью Марией, - вот перечень некоторых значительных дел ее под покровом православной веры во Франции в 1930-е гг.

В июле 1936 г. в Москве умирает старшая дочь матери Марии Гаиана. В Советский Союз она приехала с Алексеем Толстым в 1935 г.

В годы начавшейся второй мировой войны, на чужбине, в приютившей их Франции, Православное дело монахини Марии, жившей в миру, становится оплотом для гонимых, голодных и сирых, убежищем для тех, кого преследует гитлеризм, фашистская военная сила. Рядом с матерью Марией друзья, соратники и ее родные: мама и сын Юрий. Мать Мария без колебаний включает в антифашистское движение, получившее во Франции название Сопротивления.

В Париже в приюте матери Марии на улице Лурмель укрывали участников боевых отрядов, прятали пленных и переправляли их в не оккупированную часть Франции, выдавали свидетельства евреям, крестившимся в домовой церкви приюта, устраивали на работу и выдавали справки о работе, а также снабжали продовольствием боевые отряды Сопротивления.
8 февраля 1943 г. гестапо совершает налет на приют с целью ареста матери Марии. Не застав ее они арестуют Юрия Скобцова, а священника церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы при приюте Дмитрия Клепинина допрашивают и арестовывают в гестапо 9 февраля. Мать Марию гестаповцы арестовали на третий день, когда она, узнав о случившемся, пришла в приют, надеясь на освобождение сына.

В феврале 1944-го, в концлагере Дора (Бухенвальд) погибнут священник Дмитрий Клепинин и Юрий Скобцов. О матери Марии – узнице женского концлагеря Равенсбрюк в Германии – расскажут бывшие узница из разных стран. Среди этих правдивых воспоминаний о самоотверженной, сильной духом и верой, монахине есть и легенды, удивительные в своей правдивости. Они о ее жизни, подвиге и гибели в концлагере. Мать Мария погибла за месяц до окончания войны – 31 марта 1945 г., конец ее был огнепальный.

С укором перечислят мне
Мои грехи святые сестры.
И суд велит гореть в огне.
И это будет новый постриг.
(Мать Мария, 31 декабря 1938 г.)

17 января 2004 г. Константинопольский патриархат Православной Церкви соборно причислил к лику святых монахиню Марию (Скобцову), священника Димитрия Клепинина и иподиакона Юрия Скобцова.

На родине в 1982 г. киностудией «Мосфильм» (реж. Сергей Колосов) был снят фильм повествующий о яркой и трагической судьбе русской поэтессы Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой, в 1920 году эмигрировавшей во Францию и ставшей монахиней под именем Мария.

 

В 1985 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева была награждена орденом Отечественной войны II степени посмертно как участнице французского антифашистского движения Сопротивления в годы войны.

С 1999 г. в здании нашего музея (ул. Набережная, 4) работает мемориальная экспозиция посвященная Елизавете Юрьевне Кузьминой-Караваевой - Матери Марии (Скобцовой).

Нет, Господь, я дорогу не мерю, -
Что положено, то и пройду.
Вот услышу опять про потерю,
Вот увижу борьбу и вражду.

Я с открытыми миру глазами,
Я с открытою ветру душой;
Знаю, слышу - Ты здесь, между нами,
Мерой меришь весь путь наш большой.

Что же? Меряй. Мой подвиг убогий
И такой неискупленный грех,
Может быть, исчислением строгий, -
И найдешь непростительней всех.

И смотреть я не буду на чашу,
Где грехи мои в бездну летят,
И ничем пред Тобой не украшу
Мой разорванный, нищий наряд.

Но скажу я, какою тоскою
Ты всю землю свою напоил,
Как закрыты дороги к покою,
Сколько в прошлом путей и могил.

Как в закатную серую пору
Раздается нездешний набат
И видны истомлённому взору
Вихри крыльев и отблески лат.

И тогда, нагибаясь средь праха,
Прячась в пыльном, земном бурьяне,
Я не знаю сомненья и страха,
Неповинна в свершённой вине.

Что же? - Суди. Я тоскою закатной
Этим плеском не меркнувших крыл
Оправдаюсь в пути безвозвратном,
В том, что день мой не подвигом был.

(Мать Мария. Париж, 1941 г.)

Добавить комментарий