Музей — детскому саду

Всё дальше от нас Победный Май 1945-го. Но осознание его исторической важности, естественное осмысление его жизненной неизбежности с каждым годом только возрастает. И глубокое понимание причастности наших дедов и прадедов к этой Великой Победе делает причастными к ней и каждого из нас. И эта вселенская гордость объединяет всех нас, живущих здесь и сейчас, любящих Родину, гордые сыны и дочери которой в те страшные годы испытаний сделали всё, чтобы сегодня над нами +было мирное небо. И это не шаблонная фраза. Взрослея, мы понимаем цену этим словам. Мы передаём это своим детям, наши дети, стараясь не потерять ничего, передают это своим детям… Связь поколений. Она именно в этом. И каждый Май мы в этом убеждаемся.

Родина, Отечество…

В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец — родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к дому, городу, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека, именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в его сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем. Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине считаются следующие: усвоение ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране, городе или поселке, накопление социального жизненного опыта, приобщение к отечественной культуре. Любовь к Родине начинает формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького уголка далекого детства».

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к семье, к истории и культуре родного города, страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Именно этим руководствуется анапский археологический музей, сотрудничая с дошкольными учреждениями города.

 Детский возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине  является накопление ими  социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение  к миру его культуры.

Через беседы, экскурсии, музейные экспонаты, через музыку – научные сотрудники музея знакомят детей с прошлым и настоящим своего города и края, его историческим и культурными центрами, формируют любовь к Родине через любовь и осознанное отношение к природе края, воспитывают в детских душах чувство ответственности за окружающий мир.

В настоящее время анапский археологический музей и коллективы ДОУ, (или как нам привычнее и приятнее говорить, детских садиков) наряду с другими учреждениями культуры и образовательными учреждениями, являются ответственными за создание единого культурного пространства, укрепление живых исторических связей, воспитание чувства патриотизма, социально – нравственное воспитание будущих граждан города и страны.

Такое «живое» общение с подлинником принципиально отличает музей от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно – историческому и художественному наследию.
Музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.

В рамках воспитательно-патриотической работы с подрастающим поколением очень неожиданным, но очень приятным событием стало то, какой интерес в этом году проявило руководство многих городских ДОУ  к такому сотрудничеству. Уже с середины апреля в музей стали поступать заявки с просьбой приехать с темами о войне для малышей. Причём, так как с темой «Война глазами детей» сотрудники музея в прошлые годы обошли практически все городские и несколько районных детских садов, руководство дошкольных учреждений обратилось к нам с просьбой расширить тематику лекций. И, таким образом, разработанная в этом году и успешно прошедшая в школах тема «У войны не женское лицо» была срочно адаптирована к возрастной категории дошкольных учреждений.

Малыши очень благодарные слушатели, а самое главное – они как губка впитывают все увиденное и услышанное   на уровне подсознания.

С каким неподдельным интересом малыши трогали  треугольнички солдатских писем и просили прочесть, что там написано; спрашивали:  а кто и кому их писал. Узнавали о георгиевской ленточке, прикасались к простреленной каске. А как блестели их глаза, в которых отражалось пламя фитилька, зажжённого в солдатской гильзе…

На последнем кадре презентации, сопровождающей нашу лекцию о войне, на фоне советского солдата слова : «Я помню тебя, дед».  Детки, пытаясь прочесть, что там написано (а некоторые неплохо читают), невольно поднимаются, чтобы не мешали сидящие впереди. Получается совершенно потрясающая картина – все дети стоят и вразнобой вслух читают  фразу :    «Я помню тебя, дед!». Вот уж, воистину, «кадр» не для слабонервных. Мы с коллегой плачем. От счастья. От гордости. От уверенности в будущем Родины. Уж они-то не перепутают, кто кого победил!

Наверное, не всё из того, что было рассказано нами, останется в их памяти. Но то, что зерно любви ко всему этому, чувство гордости от того, что они теперь ТОЖЕ про всё это знают, а значит ПРИЧАСТНЫ, зародит  то самое чувство патриотизма, без которого не может быть уверенности в будущем страны.

 

Н. А. Карпенко

А. М. Буйная

Добавить комментарий