История заселения Анапского района

На фото казачья семья Полтавец — первые переселенцы (ст.Анапская)

 

Анапа – многонациональный регион, где исторически сложились традиции добрососедства.

30-60 гг. XIX века – время заселения Анапы и Анапского района выходцами из российских и украинских губерний, Азовского и Кубанского казачьих войск, анатолийскими греками, чехами, немцами, армянами, татарами. В окрестностях Анапы были учреждены станицы и поселки, получившие название «закубанских поселений». Из прибывших на Кубань переселенцев образовались станицы: Благовещенская, Николаевская, Витязева, Суворовская, Александровская при Алексеевском укреплении и п. Благовещенский у того же укрепления. Население Кубанской области подразделялось на два сословия: войсковое – казаков и невойсковое – лиц неказачьего сословия, так называемых «иногородних», к которым относились и представители других национальностей.


Особенно сильный приток иногородних в Кубанскую область, начинается со времени издания в 1868 году закона, позволявшего лицам невойскового сословия приобретать в собственность усадебные строения на казачьих землях.


Карта заселение Анапского района

Одной из экономических мер правительства было «привлечение в край немцев, как представителей культуры». В 50 гг. XIX века они стали переселяться на Кубань из Бессарабской, Таврической и Екатеринославской губерний. Их привлекали плодородные земли, льготы, предоставляемые правительством. Привлекая в край иностранных поселенцев, правительство полагало, что их опыт будет служить примером рациональной хозяйственной деятельности для черноморских казаков. Колонисты освобождались от каких-либо податей, повинностей, им гарантировалась свобода вероисповедания. Селились они, главным образом, по реке Кубань.


Немецкие переселенцы конец XIX в.

Поселения их, или «колонки», как их называли местные жители, «устроены хорошо, чисто и аккуратно. Немцы хорошие хозяева, занимаются хлебопашеством и ведут усовершенствованную обработку земли: имеются жатки, паровые молотилки и сеялки. Кроме земледелия занимаются скотоводством, коневодством, разведением овец, садоводством, виноградарством и табаководством. Их ремесленные изделия настолько хороши, что окружающее население быстро их раскупает». Немцы отличались большой замкнутостью жизни, исповедовали лютеранскую религия, полностью подчинялись русским законам.

В районе Анапы ими было образовано поселение Михаэльсфельд.

В 1896 году, когда Военный Совет переименовал село в Джигинское, в нем проживало 1021 человек.

В заселении правобережной Кубани участвовали и горцы. В долине Сукко с незапамятных времен проживали натухайцы – одно из крупных и воинственных племен адыгов. Их аулы Тазыр, Бид, Копесах располагались выше по долине. Аул Циокай и Сукко находились ближе к морю. Это был большой аул, насчитывающий 200 саклей (домов). Дома строились из хвороста, переплетающего вбитые колья и обмазанного глиной. Его жители занимались земледелием, торговлей, военным промыслом.

10 мая 1862 года Александр II утвердил Положение о заселении предгорий северо-западной части Кавказского хребта казаками и другими людьми России. Многие натухайцы, отказавшись переселяться с гор на равнину, вынуждены были покинуть родную землю и с огромными тяготами перебраться в Турцию. Компактное поселение горцев в районе Анапы называлось Суворово – Черкесский аул.


Cемья Шеретлуковых, аул Хатрамтук (п.Суворово-Черкесский)

В середине 60-х годов земли вокруг Анапы Император жаловал именитым сановникам. В 1869 году благодатные сукковские земли (6000 десятин от спуска в долину и до Водопадной щели, от моря и до Крестового перевала, 1100 десятин – в районе Южной Озереевки) получил граф М.Т. Лорис-Меликов за заслуги в завоевании Северо-Западного Кавказа и успешные переговоры с Турцией о переселении из нее горцев. Лорис-Меликов направил сюда управляющего, поручив ему заняться обустройством имения, распашки части земли, и сдачи остальной в наем. Так началось новое освоение долины.

Граф М. Т. Лори́с-Ме́ликов
1825 — 1888

В 1890-1896 гг. в Турции начались погромы армян, следствием которых явилось массовое бегство на Северный Кавказ. Несколько семей из Амшенского района Трапезунда оказались в Сукко, в имении графа, имеющего армянские корни. Так появились армянские династии: Атмачан, Погосян, Еремян, Торосян, Вайзян. Земли постепенно выкупались. К 1910 году за Лорис-Меликовым числилось 4484 десятины.

Выходцы из Армении составляли один из главных торговых классов Кубанской области. Кроме Сукко, они расселились в селе Гайкодзор. В 1907 году территория, где сейчас расположено село, представляла собой лес, заросли кустарника и, частью, обработанное поле. На всем этом пространстве жили три армянские, две греческие и две русские семьи, которые арендовали земли у Раевских казаков. Занимались скотоводством, выращивали овощи, табак, хлеб. Память людей сохранила три фамилии первых переселенцев – Арутюнян, Кореофили и Левченко. К 1924 году село разрослось до 40 домов. Каждая семья имела 0,75 га земли.

Голговская О.Г.

Первые табачные посевы появились на Кубани в 1860-х гг. в районе Анапы. Пионерами новой для края культуры были турецкоподданные греки, с разрешения правительства, поселившиеся на Черноморском побережье Кубани и занявшиеся табаководством. Греческим поселением в Анапском районе стала бывшая станица Витязевская.

На землях, пожалованных командующему русскими кавалерийскими частями генералу Павлову, вырос хутор Павловка. А ниже по течению реки Шенгири возник другой населенный пункт – Варваровка, названный в честь дочери Павлова Варвары, русской патриотки, выходившей не одного раненого солдата. Уже в наши дни два хутора были объединены в село Варваровку.

В Варваровке поселились чехи, прибывшие из Богемии. Жили в землянках, лес выкорчевывали вручную, обрабатывали землю, разводили скот. Постепенно обживаясь, строили дома, как у себя на родине, в Чехословакии: узкие, длинные, обращенные фасадом к улице. Развели фруктовые сады, обрабатывали землю лошадьми, возделывали пшеницу, сажали картофель на довольно больших площадях, но главным образом, конечно, скотоводство. Получали масло, которое уже к 1874 году продавали и даже отправляли в Керчь, Ялту, Одессу, Сухуми. Кроме рогатого скота выращивали хороших лошадей, которые покупались для городской упряжи. Почти все поселяне занимались возделыванием табака.

Костюм невесты. Чехия. Моравия. 1850 г.

В Кубанской справочной книге за 1891 год отмечено, что в 1890 году в Варваровке проживало 216 человек, из них коренных (чехов) 188, имелось 29 жилых домов, 1 церковь и 1568 десятин земли. В Павловке – 785 десятин земли, 1 церковь, 20 жилых домов, всех жителей 124 человека, коренных – 121 человек. Относились эти поселения к Таманскому полковому округу Темрюкского отдела.

Все эти неказачьи поселения составляли небольшой процент относительно доли всех иногородних. Тем не менее, им суждено было внести в жизнь казачества сильную экономическую струю и, в некоторой степени, изменить характер поселочных форм Кубанской области.

Казачья семья из ст. Анапской, конец XIX в.

Анапские переселенцы

Адыгейская семья Тлебзу в Анапе, 1923г.

Автор статьи: Э.Г. Плиева, заведующая отделом краеведения Анапского археологического музея

Все материалы данной статьи являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия автора и указания источника.

Добавить комментарий