Акротерий выполнен в виде прямоугольной плиты лицевая часть которой композиционно разделена на две части. Нижняя треть отделена полочкой карнизом, под ней две симметричные двухъярусные многолепестковые розетты. Углы в нижней части отбиты. Верхняя композиция представляет собой три листа аканфа из-за которых выходят два побега семерично завиваясь по сторонам в форме валют. Из прикорневых розеток побегов прорастают узкие листья пальметты. В центре вырезан тонкий вертикальный побег, когда-то завершавшийся цветком в окружении листьев пальметты в сбитой верхней части. Акротерий соединялся с надгробием металлическими прутами, вставленными пазы на нижней плоскости, один из которых сохранился с левой стороны. Высота плиты – 70 см, ширина – 47 см, толщина – 13 см.

Такой тип надгробных стел, увенчанных акротериями встречается как в центре, так и на периферии античного мира. На Боспоре наиболее ранним подобным памятником является надгробие Эвалка, сына Леодика из Пантикапея датированное концом V в. до н.э. (КБН. 152; Кобылина 1984. С. 225. Табл CXXVIII, 1). Со второй половины IV в. до н.э. они получают широкое распространение в Северном Причерноморье и приобретают более изящный вид: акротерий из Фанагории (Марченко 1960. С. 103); акротерий из Тирамбы (Коровина 1977. С. 83-85. Рис. 1-2); акротерии из коллекции Темрюкского музея (Журавлев, Ильиных 2010. С. 149. Рис. 6-8); акротерии из коллекции Таманского музея (Устаева, Журавлев 2010. С. 65. Рис 2; С. 72. Рис. 11); акротерии из Херсонеса (Античная скульптура Херсонеса 1976. № 212-214); стела Нимфодора, сына Гермократа (КБН. 213; Каменная летопись Боспора 2016. № 59;), стела Никасо, жены Дамона, (Там же. № 61) и др.

Опираясь на множество известных аналогий, можно датировать вышеописанный акротерий концом IV в. до н.э. – I в. до н.э., реконструировать рельеф на его утраченной части и размеры всего надгробия. Высота акротерия составляла 85 см, общая высота стелы достигала чуть более двух метров. Наиболее близкими к нему является мраморная стела Аполония из Пантикапея (КБН. 119) и известняковый акротерий из Тирамбы (Пересыпного городища) хранящийся в Темрюкском музее (Инв. № КМ 4770/1240).

Акротерии крепились отдельным блоком, но иногда стела вырезалась вместе с этим навершием из одного монолита. Они символизировали жизненный цикл, фазы которого отмечены молодыми ростками, цветением и созреванием плодов. Аканф постоянно присутствовал в архитектуре и погребальной символике древних греков. В их представлении он воплощал в себе идею бессмертия, и рос на могиле героев. Розетты в виде цветка на надгробиях могли изображаться в количестве двух трех или даже четырех штук на лицевой и боковых сторонах плиты и служить в качестве апотропеев.

Показать комментарииЗакрыть комментарии

Оставить комментарий