Коллекция терракотовых статуэток, представленная в экспозиции Анапского археологического музея, включает в себя изображения древнегреческих богов и богинь, мифических героев и сюжеты, связанные со значимыми событиями в их жизни.

Одним из таких сюжетов является воплощенный в коропластике, пожалуй, самый известный ныне миф об Эроте и Психее.

 Миф этот был подарен потомкам древнеримским писателем, поэтом и философом Апулеем в латинском изложении. Его “Сказка Амур и Психея” в бессмертном романе “Метаморфозы” впоследствии нашла воплощение в творчестве великих мастеров мировой живописи и скульптуры. Миф лег в основу сюжетов выдающихся классических литературных произведений. Он воплотился в стихотворные и оперные шедевры, балетные постановки. К нему обращаются современные авторы, театральные режиссеры и мэтры мирового кинематографа. В основе сюжета всем известной сказки о принцессе и чудовище лежит все тот же миф.

Существующий уже не одну тысячу лет сюжет о том, как сын вечно юной и прекрасной богини любви Афродиты – Венеры встретил удивительную смертную девушку, затмившую своей красотой саму прекраснейшую богиню. Миф о глубоких чувствах, о смертельных опасностях, титанических трудностях, встречающихся на пути влюбленных. О том, что только большая любовь может победить подлость, лицемерие, жадность, зависть. Перебороть в себе боль обмана и предательства, казалось бы, самых близких людей – сестер, и стать выше социальных предрассудков. И еще о том, что она может вознести на небеса, к бессмертным богам влюбленную душу, сделать ее равной самому Зевсу – Юпитеру.

Выставленная в экспозиции статуэтка, изображающая Эрота и Психею, высотою чуть более двенадцати сантиметров, найдена в середине пятидесятых годов XX в. в Анапе, на месте древней Горгиппии.  Она оттиснута в односоставной форме и полая внутри, с заглаженной тыльной стороной с круглым отверстием. Изготовлена античным гончаром – коропластом из местной оранжевой глины примерно в I в. до н.э. – I в. н.э.  Терракота изображает стоящих рядом юношу и девушку в плоских шапочках с выбивающимися из-под них волнистыми локонами. Психея одета в высоко подпоясанную длинную женскую рубашку без рукавов – “хитон” и перекинутый через плечо плащ – “гиматий”. Эрот стоит лишь в обвивающем юное тело гиматии. Молодые люди слились в полном нежности супружеском поцелуе. Скорее всего, в терракоте запечатлена кульминация мифа, его самый волнующий момент, когда Юпитер на их свадебном пиру, протягивая чашу с амврозией провозглашает: – “Прими, Психея, стань бессмертной, да никогда Купидон не отлучится объятий твоих, и да будет союз ваш на веки веков”.

… “Так по чину была передана в Купидоновы руки Психея. И в определенный срок родилась у них дочка, которую зовем мы Вожделение”.

 Apul, MetVI 24.

При раскопках Горгиппии и ее некрополя среди других находок терракотовых статуэток подобный сюжет встречается еще дважды, что может свидетельствовать о широчайшей популярности этой прекрасной сказки не только в Средиземноморье, но и на краю античной ойкумены.

Показать комментарииЗакрыть комментарии

Оставить комментарий