Посетители, спустя много лет повторно пришедшие в Анапский археологический музей, нередко спешат к одному и тому же экспонату. Считается, что он приносит счастье, удачу и даже здоровье. Это небольшая мраморная скульптура сидящей в кресле богини – древнегреческой владычицы случая и судьбы Тихе.

Эта мраморная статуя была найдена, при раскопках Горгиппии в подвале богатого эллинистического дома, погибшего в пожаре в середине I в. до н.э. Рядом со скульптурой находились терракотовые статуэтки и культовые сосуды, указывающие на то, что здесь было домашнее святилище богини.

Статуя богини судьбы Тихе, изображение №1

Подобно многим древним божествам Тихе изображена сидящей на троне с высокой прямой спинкой. Богиня облачена в длинное, до пят, одеяние, изящно задрапированное мелкими складками. Прорезные рукава скреплены фибулами-брошами. Поверх пышной прически возвышается цилиндрический головной убор – калаф. Скульптура сильно пострадала в пожаре, под воздействием огня мрамор раскрошился и отдельные детали изображения различаются с трудом. Больше всего разрушению подверглись руки. Непонятно, какой предмет богиня держала в слегка выставленной вперед правой руке. Но вдоль левой руки отчетливо прослеживается рог изобилия – непременный атрибут Тихе. Богиня придерживала этот тяжелый, наполненный до краев плодами, богатствами и благами сосуд за основание, а его устье опиралось на ее плечо.

Тихе была одним из наиболее почитаемых божеств в античном мире. Ведь она богиня случая, удачи и судьбы, от ее воли зависело все, что происходило с человеком. Культ этой богини получал наибольшее распространение в периоды нестабильности, смуты, гражданских войн. Люди, цари и даже города избирали Тихе своей покровительницей, надеясь на ее благорасположенность. Иногда эти надежды сбывались.

Примечательно, что горгиппийский дом, в котором была обнаружена скульптура Тихе, был возведен во второй половине III в. до н.э., вскоре после того, как кварталы античного города погибли в сильном пожаре. Историки связывают разрушения, постигшие Горгиппию в середине III в. до н.э., либо с вторжением полчищ кочевников-сарматов, либо с мятежами и усобицами, происходившими в Боспорском царстве – страна в это время находилась в состоянии затяжного экономического и политического кризиса. И, наверное, неспроста при постройке нового дома неизвестный нам горгиппиец обустроил в нем святилище Тихе, надеясь, что богиня случая сумеет спасти его и от нападения врагов, и от гнева богов.

Молитвы и жертвоприношения Тихе целых два столетия уберегали дом и его жителей от невзгод. Но в середине I в. до н.э. дом со святилищем Тихе погиб в пожаре. Это разрушение археологи связывают с сильнейшим землетрясением, произошедшим на Боспоре. Согласно сообщениям античных авторов, оно случилось в 63 г. до н.э., в последние дни царствования могущественного понтийского царя Митридата VI Евпатора. Похоже, что богиня случая не сумела убедить «колебателя тверди земной» Посейдона пощадить оберегаемую ею Горгиппию. Или же дары жителей города стали скуднее.

Жизнь, однако, продолжалась. Древние эллины были убеждены, что все происходит по воле богов, и обижаться на них нельзя. Был восстановлен разрушенный храм Посейдона, а в городе наряду с другими божествами продолжали поклоняться Тихе. Ее часто изображали на перстнях. Так, при раскопках некрополя Горгиппии в 1987 г. в погребении II в. н.э. был найден железный перстень с сердоликовой вставкой, на которой искусно вырезано изображение богини – с рогом изобилия, корабельным рулем и пшеничным колосом в руках. В этом изображении чувствуется влияние образа Фортуны – «правопреемницы» Тихе в римской мифологии. Подробнее об этой находке можно прочитать в научно-популярном альбоме-каталоге «Золото Горгиппии».

Многие боспорские надписи первых веков н.э. начинались обращением к богине случая – «благая Тихе». Даже цари, издавая свои декреты, стремились таким образом заручиться поддержкой божества – иначе все их указы и распоряжения оказались бы тщетными.

А Тихе продолжала принимать почести, то с божественной щедростью наделяя людей благами из своего неисчерпаемого рога и возвышая их, то отбирая все, что у них есть, и повергая в прах.

И сегодня посетители Анапского археологического музея стоя перед изваянием Тихе доверяют богине свои мечты и загадывают желания. А вдруг сбудется….

А.М. Новичихин, старший научный сотрудник Анапского археологического музея, кандидат исторических наук.

Показать комментарииЗакрыть комментарии

Оставить комментарий