В Анапском археологическом музее хранится металлическая икона, найденная, по имеющимся сведениям, в окрестностях станицы Гостагаевской.

Икона просечная (ажурная), наперсная. Такие иконы носились на груди под одеждой. Ее контур образован прямоугольной рамкой размерами пять с половиной на шесть сантиметров. Боковые и нижние стороны рамки украшены растительным орнаментом, а на верхней имеется рельефная надпись церковнославянским шрифтом. В рамке расположена фигура стоящего в рост Святителя Николая с разведенными в стороны руками. В правой руке святой сжимает занесенный изогнутый меч, в левой держит «град» в виде модели храма. Святитель Николай облачен в мантию, спадающую за его спиной в форме овального «щита», на шее повязана епитрахиль, спускающейся спереди к стопам в виде ленты. Вокруг бородатой головы нимб. Сверху икона имеет оглавие с рельефным изображением Спаса Нерукотворного, снабженное сквозным отверстием для подвешивания.

Икона отлита в односторонней форме из металлического сплава серого цвета (потина). Лицевая поверхность иконы сильно потерта в результате длительного ношения: надпись в верхней части рамки («Святитель Николай Можайский») едва различима.

Иконография образа Николы Можайского сложилась в XVI-XVII веках. на основании знамения, произошедшего в XIV столетии, когда возникшая над одним из соборов Можайска грозная фигура святителя с мечом и «градом», повергла в бегство осаждавшую город татарскую орду. В народном сознании воинствующий образ Николы Можайского воспринимался как символ обороны всей страны, сакрального пространства «Святой Руси», что способствовало широкому распространению изображающих святого икон на всем пространстве русского государства. Существует предположение, что иконография Николы Можайского, не имеющая прототипов в византийской традиции, сложилась под влиянием распространенного в западноевропейском христианском искусстве образа епископа-воина с мечом в руке. Подобные изображения помещались в нишах над воротами городов и воспринимались в качестве их защитника.

Образ Николая Можайского с символами «военного одоления» был очень популярен в России в XVII-XIX столетиях. Отлитые из латуни или потина (сплава меди с цинком, свинцом и оловом) наперсные просечные иконы имели широкое распространение, особенно в среде казачества.

Иконы, аналогичные публикуемой, представлены в собраниях ряда отечественных и зарубежных музеев. Наиболее ранняя, датированная XVII веком, металлическая просечная икона Николы Можайского, закрепленная в деревянном киоте, хранится в Новгородском музее-заповеднике. К XVIII столетию относится аналогичная икона из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Две подобных иконы XVIII-XIX веков, одна из которых приобретена во Владимирской области, а другая поступила из Брестской таможни, хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь.

Таким образом, хранящаяся в Анапском археологическом музее икона Николая Можайского представляет собой редкий памятник русской православной металлопластики XVII-XIX веков. Ее находку на левобережье Кубани, в районе Анапы следует соотносить со славяно-русской колонизацией региона в XVIII или XIX веках. «Воинствующий» образ Святителя, охранителя городов и границ, на иконе позволяет связывать ее, прежде всего, с появлением и пребыванием в регионе русских казачьих формирований. Достаточно широкая (около трех столетий) датировка подобных просечных икон не дает возможности связать находку с какой-либо из групп казачьего населения, осваивавших и заселявших район Анапы в XVIII-XIX веках. В равной степени она могла принадлежать и выходцу из среды некрасовских казаков, проживавших здесь в последних десятилетиях XVIII века, и кому-то из представителей Черноморского или Азовского казачьих войск, участвовавших в покорении Анапы и заселении ее окрестностей на протяжении значительной части XIX столетия.

А.М. Новичихин, старший научный сотрудник Анапского археологического музея, кандидат исторических наук.Поделиться Сохранить в закладках1 просмотр1 упоминаниеАнапский археологический музей “Горгиппия”22 мая в 2:03Редактировать

Показать комментарииЗакрыть комментарии

Оставить комментарий