Античные светильники
Виртуальная выставка
О глаз блестящий глиняной свети’ленки,
На видном месте хорошо повешенной,
Твое рожденье и судьбу прославлю я.
В круговращенье колеса гончарного
Возникнув, споришь ты с сияньем солнечным.
Аристофан. 392 г. до н.э.
С тех пор, как Прометей подарил людям огонь, светильники стали неотъемлемой частью нашего быта. По мнению историков, использование глиняных сосудов специальной формы в качестве осветительных приборов началось в Леванте в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Чуть позже, в позднеминойский период, подобные сосуды стали использоваться и на Крите.
В древнейшие времена, согласно свидетельствам Гомера, помещения в домах освещались огнём, который разводили в небольших жаровнях, называемых «ламптерес». В этих жаровнях поджигали небольшие кусочки сухих дров, постоянно добавляя новые лучины, а золу просто высыпали на пол.
Слово «лампа» происходит от греческого термина. В «Одиссее» упоминается переносной светильник с лучиной, который назывался «лихнос». Позже у греков появились светильники, известные как «люксиос». Они изготавливались из глины, бронзы или благородных металлов.
Археологи находили такие светильники при раскопках греческих городов в слоях, относящихся к X–VIII векам до нашей эры. Однако в более поздних слоях они встречаются гораздо чаще. Это говорит о том, что массовое производство светильников началось примерно с VII века до нашей эры.
В ходе раскопок античного города Горгиппии, который находился на берегах Анапской бухты с IV века до нашей эры до середины III века нашей эры, а также его сельскохозяйственной территории, были обнаружены различные предметы быта, найденные в городских домах, сельских усадьбах и погребениях. Среди этих находок было много целых светильников и их фрагментов, часто со следами копоти.
В VI–V веках до нашей эры в Северном Причерноморье были распространены светильники, изготовленные на гончарном круге. Они имеют круглую форму с немного загнутыми внутрь краями. В верхней части светильников открытое место для масла и один или два выступающих рожка для фитиля. Для удобства использования светильники оснащались петлеобразной ручкой.
В IV-III вв. до н.э. форма светильников начала изменяться: отверстие для масла становится уже, а стенки несколько выше.
Со II-I вв. до н.э. светильники стали оттискивать в форме и составлять из двух частей. Вместилище для масла было закрыто верхним щитком, на котором было оттиснуто рельефное изображение или орнамент; для наливания масла имелось специальное небольшое отверстие. Округлый и заостренный рожок стал более вытянутым, ручка поставлена вертикально. Формы светильников в то время стали более разнообразными.
В коллекции музея «Горгиппия» находится уникальный светильник II-I вв. до н.э. на высокой гофрированной подставке.
В древности эта подставка была очень удобной для переноски светильника. Благодаря ей, светильник можно было поставить на стол и получить больше света, так как он поднимался выше.
Этот светильник не только выполнял свою основную функцию, но и был украшением интерьера. Он имел изящные пропорции и был небольшим по размеру, поэтому в него можно было налить лишь несколько десятков граммов оливкового масла.
Особую ценность представляет чернолаковый фигурный светильник, созданный во II веке до нашей эры. Его высота составляет 18 см. Светильник изображает рабыню-негритянку, которая держит на голове корзину.
Женская фигурка является основанием светильника, сделанного в виде корзины. На верхнем щитке оттиснуты рельефные плоды, хлеб и кисти винограда. В светильнике четыре отверстия, в центральное наливали масло, в трех других горели фитили.
Светильники первых веков нашей эры очень разнообразны.
Особенно выделяются светильники римского производства. Их оттискивали в форме. Такой тип светильников имеет округлую форму, менее выступающий рожок и высокое качество покрывающего их красного лака. Щиток украшался рельефом с изображением орнаментов, животных и мифологических сцен.
На дне некоторых светильников перед обжигом ставилось клеймо мастера.
Светильники местного производства I в. н.э.
К II-III вв. н.э. относится светильник в виде стилизованного изображения морды кабана. Налепами показаны глаза, клыки и ноздри. Ручка украшена налепом в форме листа.
Светильники ладьевидной формы местного производства II-III вв. н.э., изготовленные лепным методом.