Как я попала на раскопки!

При словосочетании “археологические раскопки” многие представляют себе развалины древних храмов, золотые монеты, оружие и украшения, приключения в стиле фильма “Мумия” и, конечно же, персонажа с лопатой в “шляпе археолога”.

Когда в моей жизни случилось чудо, и – о, Фортуна! – я (как начинающий научный сотрудник археологического музея) прошла конкурс волонтеров на археологические раскопки Фанагории, примерно так же рисовала я себе образ этого невероятного события. (Кстати, чтобы Фортуна вам точно улыбнулась в этом деле, от вас требуется только заполнить анкету волонтера и…поверить в удачу. А еще вы должны грезить археологией, иметь хорошую физическую выносливость для работы на жаре и хоть немножко знать историю того места, куда вы собираетесь поехать). Древнегреческий полис на берегу Таманского залива, вторая столица Боспорского царства – античная Фанагория. Жизнь там продолжалась и после гибели городов Боспорского царства от нашествия варваров. Позже она входила в состав Византийской империи, затем Хазарского каганата. Древнейшая земля, хранящая в себе так много загадок… Фанагорийская экспедиция – это раскопки федерального значения на крупнейшем археологическом объекте РФ, сюда приезжают волонтеры от Калининграда до Магнитогорска.

Первый рабочий день. 6.50 утра. Раскопов, как оказалось, у Фанагорийской экспедиции в работе сразу несколько. Верхний – античный полис VI века до н.э., нижний – VII-IX вв. (времен Хазарского каганата), восточный некрополь и подводный раскоп, где каждый день трудятся подводные археологи. Мы на нижнем раскопе. Девочки – на камеральную площадку, мальчики – лопаты в руки и – вперед! – спуск в раскоп.

Камеральная площадка – зеркальное отражение раскопа по квадратам, здесь происходит первичная обработка находок. На каждый квадрат периодически в тачках привозят нам мальчики горы чего-то непонятного. А мы уже на квадрате разбираем находки на “статистику” и интересные вещицы. Стенки сосудов, профили амфор и черепицы моются и потом учитываются. Попадаются и кости животных, иногда и людей. Нашли на раскопе скелет подростка, в древности он был сброшен по какой-то причине в городскую выгребную яму… Что было с ним? Не знал он, что спустя столетия, найдут его кости археологи. Иногда попадаются информативные вещи – это клейма амфор, по ним можно установить: с какими городами в древности торговала Фанагория. Такая радость, когда моешь какую-нибудь сотую ручку амфоры за этот день на квадрате, и вдруг под щеткой промываются древние буквы и рисунки! Клеймо! А какое красивое античное стекло. Оно блестит и переливается перламутром, словно крыло стрекозы…

Пока девочки восхищаются находками, мальчики все копают и копают, вывозя тяжелые тачки с землей из раскопа, углубляясь на штыки (шаг в 20 см) каждый день. Да, девочкам на раскопках, наверное, как-то интересней. В один из дней мне дали задание расчищать мастерком и кисточкой кладку античной дороги VI в. до н.э. Сидеть весь день на коленях, махать кисточкой, видя, как под ней проявляется то черепок, то рыбная кость, брошенная древним греком на улицу, то угольки из очага, то разбитые стекляшки – для меня было истинным удовольствием. Сидишь и проявляешь историю, делаешь его видной и заметной человеческому глазу…

Помимо работы есть в раскопках еще одна приятная составляющая – отдых. Жизнь в палаточном лагере на берегу моря, поездки в музеи Крыма, Тамани, лекции от ведущих специалистов в области археологии, закаты, вечерние костры на морском побережье под звездным небом, где студенты-практиканты, научные сотрудники, волонтеры, преподаватели, да и просто любители истории могут вот так собраться и спеть вместе песни под гитару, послушать рассказы о наземных и подводных раскопках и даже насладиться наизусть заученными отрывками из “Илиады” Гомера, до хрипоты спорить о философских вопросах бытия, слушать анекдоты и, конечно же, найти родственную душу и новых друзей. Всё это возможно только на археологических раскопках. Кстати, о студентах. Их много, и они из разных городов и учебных заведений. Но есть замечательные ребята – Археологический отряд “Наследие” при Кубанском государственном университете (г. Краснодар). Этих студентов-археологов в свое время объединила любовь к приключениям и древней истории. Каждое лето они проводят в Фанагорийской экспедиции и становятся настоящей семьей. В этот отряд желающим можно вступить как для того, чтобы летом участвовать в экспедиции вместе с ними, так и для того, чтобы принимать участие в их деятельности, достаточно просто заполнить анкету.

Восемь дней раскопок пролетели как один день. По возвращении мне задавали один вопрос: “Ну что, нашли что-нибудь?”. Может быть и не попались мне огромные величественные храмы, не доставала я золото, оружие и украшения из земли, никакие “ожившие мумии” за мной не бегали, но я получила несравненно больше. Бесценный археологический опыт, радость от находок, ибо каждый осколок, каждый черепок и кость – это яркое свидетельство жизни древнегреческого полиса на этом месте. Я нашла новых друзей, получила знания, о которых никогда бы и не ведала, не окажись я в этом волшебном месте. Фанагория – это невероятная энергетика, это ожившая история, это незабываемые впечатления, это счастье. Я вернусь туда следующим летом. Обязательно.

P.S. Кстати, “шляпа археолога” на раскопках все-таки есть!) Ее носит заместитель директора Государственного музея-заповедника «Фанагория» Сергей Остапенко, руководящий полевыми работами на нижнем раскопе.

Елена Наследкова