Монета Горгиппии
И в древности, и в средние века, и в новое время деньги были символами выпускающих их государств и их правителей. Уже на древнейших греческих монетах присутствуют эмблемы, символизирующие чеканившие их полисы. Это изображения божеств или священных животных-покровителей (достаточно вспомнить милетского льва или афинскую сову). Немного позже на монетах появляются надписи, передающие полные или сокращенные названия выпустивших их городов.
Монетная система древнегреческого Боспорского царства отличалась своеобразием. В этом государстве власть монарха сочеталась с полисной демократией. На протяжении длительного времени боспорские цари не имели права выпускать свою монету, на деньгах указывалось, что они чеканены от имени гражданской общины столицы государства – Пантикапея. Царская чеканка осуществлялась в экстраординарных ситуациях – в периоды экономических и политических кризисов. В этом случае имя царя на монете могло вызывать доверие подданных и тем самым подтвердить ее номинал. Несколько раз право на выпуск денег получала вторая столица Боспора – Фанагория. А в начале I в. до н.э. на короткий период право чеканки своей монеты получила Горгиппия.
Произошло это в весьма непростой политической обстановке. В 109 г. до н.э. пресеклась династия Спартокидов. Боспорское государство вошло в состав обширных владений могущественного понтийского царя Митридата VI Евпатора. И вот десятилетие спустя Горгиппия начинает чеканить серебряные и медные монеты.
Горгиппийская серебряная дидрахма (двойная драхма) начала I в. до н.э. имеет на лицевой стороне изображение головы Диониса – древнегреческого бога виноградарства и виноделия. На обороте в венке из ветвей плюща с подвешенной сверху виноградной гроздью помещено название города – Горгиппия.
Выбор изображения бога виноградарства и виноделия для горгиппийской монеты очевиден. В надписях, найденных при исследовании боспорских городов Фанагории и Нимфея, понтийский царь именуется не иначе как Митридат Евпатор Дионис. Имя Диониса в титуле царя указывало на его божественную сущность. Венок на противоположной стороне монеты может рассматриваться как своего рода герб города, поскольку имя его основателя Горгиппа, на черепичных клеймах IV в. до н.э. также было обрамлено венком из плюща. Однако, здесь не исключена и связь с почитанием Митридата Евпатора. Плющ являлось одним из атрибутов Диониса: вечнозеленым побегом этого растения был увит скипетр божества – тирс. Дионисийская тема дополнительно подчеркнута на монете и подвешенной к венку виноградной гроздью. Венок из плюща, указывающий на божественную сущность правителя, встречается на золотых и серебряных монетах, чеканенных от имени Митридата VI Евпатора.
Загадкой остается, почему Митридат решил даровать Горгиппии, такое право – ведь чеканка серебряной монеты выводила полис на уровень международной торговли. Историки высказывают предположение, что в ранней юности будущий понтийский царь мог какое-то время жить в Горгиппии. И, даже, на правах формального воспитанника последнего царя династии Спартокидов – Перисада V, управлять городом от его имени. Но пока это только гипотеза.
В Анапском археологическом музее хранится 12 горгиппийскох монет. Все они отчеканены из высокопробного серебра. Вместе с аналогичными по оформлению серебряными дидрахмами Пантикапея и Фанагории они входили в состав клада из почти 500 монет, обнаруженного в 1963 г. в станице Фонталовской на Тамани. Фонталовский клад уникален как по составу, так и по количеству монет. Это была огромная по тем временам сумма, целое состояние. Монеты Фонталовского клада не были в обращении – их единовременно получили на монетном дворе в боспорской столице и везли для осуществления какого-то особого платежа – вероятнее всего для выплаты жалованья гарнизону какого-то крупного города. Но не довезли. Обстановка была тревожной, и деньги решили спрятать. Из письменных источников известно, что в начале I в. до н.э. Боспор был охвачен мятежом, который подняли местные землевладельцы, недовольные затянувшейся войной Митридата Евпатора с Римом. Восстание был подавлено, его зачинщики наказаны, но сокрывший клад боспорянин за деньгами так и не вернулся.
Сегодня прорисовка горгиппийской монеты с названием древнего города в плющевом венке встречает у входа каждого посетителя Анапского археологического музея.