В Анапском археологическом музее коллекция «Филокартия» насчитывает более 1000 единиц хранения.
Особый интерес представляют дореволюционные открытки. Они именовались «carte postale» — карточка почтовая, открытое письмо (перевод с французского языка). На лицевой стороне размещалось фотоизображение одной из памятных достопримечательностей, природного ландшафта или курортной местности. На обороте располагались графы для почтового отправления, текста и место для марки.
В нашем городе популярными были почтовые карточки, изготовленные в анапском частном издательстве «Магазин новостей Г. Петрова» и «Издание Г. Петрова». Представляли собой фотооткрытки, напечатанные на твердой картонной основе. На лицевой стороне размещалась черно-белая матовая фотография с отдыхающими на фоне пейзажей курорта. На оборотной стороне — типографское графление для рукописного текста и надпись вверху в центре: «Всемiрный Почтовый союзъ. Pocciя. Union Postale Universelle. Russie», «Почтовая карточка. Carte Postale».
На одной из открыток имеется рукописный текст с посланием от руки «Его благородiю Никандру Мазуренко» в станицу Пластуновскую Кубанской области, 1912 год.
Иногда фотооткрытки раскрашивали в разные цвета, используя сложную технику колоризации, когда цвета наносили вручную на черно-белое фотоизображение, а затем обрабатывали его в мастерских – ретушировали. Такие почтовые карточки были наиболее популярны с середины XIX до середины XX веков, до изобретения цветной фотопленки.
В музейной коллекции «Филокартия» вызывают интерес цветные открытки 20 – 40 годов ХХ века: «Анапа. Высокий берег» (фотограф Т.Ф. Кривохатский) и шесть открыток с репродукциями картин известного художника и скульптора Михаила Васильевича Ружейникова, одного из первых педагогов Краснодарского художественного училища. Его картины репродуцировались на советских открытках: «Анапа. Скала Гигант», «Канонерская лодка Эльпидифор 415», «Анапа. Скала чорта», «Анапа. Пляж», «Анапа. Маяк», «Анапа. Высокий берег», «Анапа. У пристани», «Анапа. Лестница у санатория имени Ленина».
Почтовые отправления были изготовлены в издательстве Кубанская окружная литература (Кубокрлит) Кубанского полиграфического предприятия (Кубполиграфа), способом цветной литографии. Изображение выполняется на тонкой металлической пластине. Для его получения используется свет с определенной длиной волн. На пластину наносится тонкий слой материала для формирования рисунка. Далее на него помещают другое вещество, способное менять свои свойства при облучении светом, затем сквозь специальный шаблон проводится экспонирование. В результате облученные участки изменяют степень своей растворимости кислотой, и удаляются в процессе травления. Впоследствии получается цветной оттиск на бумаге. На оборотной стороне карточки размещалась надпись в две строки черным печатным шрифтом на русском и французском языке: «ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА – CARTE POSTALE», в правом углу – место для наклеивания марок. Ниже справа – типографское графление и вверху надписи мелким курсивом справа: «Adresse» (адрес), слева: «Correspondance» (сообщение, переписка).
Открытка «Канонерская лодка Эльпидифор 415» имеет свою историю. На ней изображен советский военный корабль, который 9 января 1921 года, после постановки минных заграждений в районе Ак-Мечети (Крым), приняв в Новороссийске на борт два торпедных катера, следовал далее в Севастополь. В районе Анапы судно было атаковано отрядом кораблей французского флота. Капитан советского минного тральщика принял решение выбросить корабль на берег в районе Анапы, где «Эльпидифор» смог бы найти защиту батарей береговой артиллерии. По некоторым источникам, потери составили около 70 человек убитыми и ранеными. Выжившие члены экипажа были переправлены в Севастополь. В официальных документах значится, что ввиду невозможности восстановления «Эльпидифор № 415» был разобран на металлолом в 1922 году. По факту на месте гибели корабля сохранилось 20—30% его днищевого набора, демонтажу подверглись лишь некоторые фрагменты корпуса.
В 1930–1960-е годы большой популярностью пользовались фотооткрытки с видами Анапы, выполненные анапскими фотографами И. Кокаловым, П. Георгандопуло, К. Гореленковым, Ф. Резниковым.
В 30-е годы ХХ века почтовые карточки изготавливали в издательстве Азово-Черноморского отделения и Межкраевого отделения «Союзфото» в г. Ростове-на-Дону. Тиражи увеличились от 5000 до 30 000 экземпляров.
В Первой образцовой типографии Объединения государственных книжно – журнальных издательств (Огиз) в это же время выпускались открытки при помощи печатного оттиска с гравюры на металле, способ получил название: меццо-тинто. Изображение получалось матовым и как – будто нарисованным художником, а не сфотографированным.
В 40-50-е годы ХХ века издательства возвращаются к привычным черно-белым фотооткрыткам. Серия почтовых карточек изготовлена типографским способом в Новороссийском отделении Книгоцентра Огиза. На открытках имеются характерные кривоватые надписи белого цвета. На сохранившихся изображениях можно увидеть послевоенную Анапу.
Знаменитая скульптура «анапский орел» запечатлена на открытке фотографа К.Гореленкова, выпущенной Сочинским городским промышленным комбинатом в 1955 году.
Интересны открытки, изготовленные в анапских артелях «Трудовой инвалид» и «За мир». Они были организованы специально для трудоустройства ветеранов Великой Отечественной войны.
В артели «За мир» начинал свой путь известный анапский фотограф Иван Кокалов, ставший фотокорреспондентом газеты «Советское Черноморье». Им созданы тысячи фотографий, запечатлевших облик советского курорта.
В 70-е годы ХХ века на память об отдыхе отдыхающие увозили домой наборы открыток «Анапа». В это время тысячными тиражами массово изготавливали черно-белые глянцевые открытки в творческой фотохудожественной студии Краснодарского краевого отделения Союза журналистов СССР. Особенно ценились комплекты размером 8,5х5,5 см.
Во все времена открытки служили для передачи сообщений родным и близким, дарили людям положительные эмоции и радость. В них содержится информация об истории, искусстве, архитектуре, о моде, о различных достопримечательностях, о памятных событиях. В почтовых отправлениях отражается не только история каждой семьи, но и страны в целом.