Раскопки Н.И. Веселовского в Анапе: 1894-1908 годы

В период с 1894 по 1908 гг. анапские курганы исследовал знаменитый русский археолог, востоковед, профессор Петербургского университета (1890), член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук (1914) Николай Иванович Веселовский (1848-1918).

Николай Иванович Веселовский (1848-1918). Колоризация.
1894 г.

Первые раскопки в Анапе Н.И. Веселовский провел в 1894 г. Вначале вблизи Анапы, по дороге в село Варваровка (местность Махотра), были исследованы шесть средневековых курганов с ограбленными гробницами из каменных плит.

Затем Н.И. Веселовский раскопал группу небольших курганов в районе кирпичных заводов. В первом он обнаружил глубоко впущенную в грунт гробницу, сложенную из плоских камней и сверху перекрытую четырьмя огромными плитами. Захоронение было ограблено в древности, внутри гробницы находились разбросанные останки как минимум 9 скелетов, из которых в изначальном положении располагался только один. В земле, заполнявшей гробницу, профессор зафиксировал 4 античных медных монеты, серебряную серьгу, бусы, медные браслет и перстень, железный нож и семь глиняных сосудов. В другом кургане находилось детское захоронение, в котором найдена небольшая чернолаковая патера.

Боковой разрез гробницы, открытой в 1894 г. в близи Анапы.
Вид на погребальную камеру гробницы, открытой в 1894 г. вблизи Анапы.

В том же году в 15 верстах (16 км) от Анапы по дороге в колонию Михаэльсфельд (п. Джигинка), в имении госпожи Назаровой профессор Веселовский раскопал два кургана, в которых было несколько катакомбных захоронений эпохи бронзы.

1895 г.

Из газеты «Кубанские областные ведомости» от 5 июля 1895 года: «Московское археологическое общество заинтересовалось курганами Кубанской области и для их раскопок командировало профессора Петербургского университета Веселовского». В статье сообщается, что Веселовский прибыл в Анапу во второй половине июня, где «приобрел покупкой много интересных памятников и вещей», а уже в начале июля (1895 г.) он руководил раскопками кургана у ст. Крымской.

Поселился Н.И. Веселовский на даче, расположенной в районе Высокого берега, где и прожил до 1917 г., отлучаясь в командировки. Здание, где жил археолог, сохранилось частично, сейчас это один из административных корпусов санатория «Малая бухта» на углу улиц Пушкина и Таманской.

В 1895 г. были продолжены раскопки в местности Махотра (юго-восточная окраина с. Супсех). Н.И. Веселовский исследовал 5 средневековых курганов. В четырех из них найдены мужские, женские и детские захоронения, два погребения сопровождались останками лошадей, в небольшом кургане найдена большая глиняная урна, в которой вместе с прахом находился христианский бронзовый крест на цепочке.

1897 г.

В 1897 г. в 2,5 верстах (2,7 км) на юг от Анапы профессор Веселовский изучал небольшой курган, который раскопали местные жители для добычи камня. В нем оказалась каменная гробница, состоящая из длинного дромоса, ведущего в погребальную камеру. Последняя являлась продолжением дромоса, отделяясь от него лишь двумя косяками, к которым приставлялась плита, служившая дверью. Склеп был перекрыт двумя большими плитами, которые выступали вперед, образуя свод. Со стороны входа в дромос вели ступени, выложенные плитами. Погребение оказалось ограбленным еще в древности, в нем найдены человеческие кости и фрагменты глиняных сосудов. Рядом профессор исследовал еще один разграбленный курган, в котором удалось обнаружить только обломки погребальной урны и черепицы из обкладки.

1903 г.

В 1903 г. в 5 верстах (5,3 км) на север от Анапы, близ имения Джемете, профессор Веселовский исследовал несколько курганов. В первом было открыто множество гробниц, которые находились на незначительной глубине и состояли из известняковых плит. Все открытые захоронения оказались ограбленными. В могилах найдены только фрагменты глиняной посуды. Во втором небольшом кургане захоронений не обнаружено, но возле насыпи был найден кусок белого мрамора с изображением Горгониона.

Хранится в Государственном Эрмитаже, относится к числу кассет культового сооружения Горгиппии с рельефным изображением мифологических существ, два блока находятся в Анапском археологическом музее, один – в Краснодарском музее им. Е.Д. Фелицына.

Обломок угловой части плиты с рельефной маской Горгоны и овами, найденный Н.И. Веселовским в 1903 г. Государственный эрмитаж, инв. № Гп.1904-1. Высота 72 см, ширина 49 см.
Блок с изображением Горгоны в экспозиции Анапского археологического музея.

К югу от Анапы на Лысой горе (п. Супсех) Н.И. Веселовский раскопал небольшой курган без признаков повреждения. В нем была обнаружена гробница в виде длинного узкого коридора со стенками из огромных, хорошо отполированных плоских известняковых плит. Длина коридора – 4,86 м, ширина – 0,96 м, глубина – 1,65 м. Перекрытие из каменных плит, пол – земляной. Почти в центре коридора была устроена камера из плотно подогнанных плит в виде ящика квадратной формы. Дно состояло из одной плиты. По четырем сторонам ящика сохранились написанные красной краской буквы: на восточной стороне – А, на северной – В, на западной – Г, на южной – Δ; такие же буквы находились и на внутренних стенках вертикальных плит. Сверху ящик перекрывала плита, часть которой, по-видимому, отбили грабители. Внутри камеры найдены черепки разбитой грабителями погребальной урны и крышки от нее, золотая проволока в виде спирали, железные наконечники стрел, желтая глиняная бусина, медные пластинки и обожжённые кости. Недалеко от этого кургана, у села Варваровка, Николай Иванович исследовал еще один небольшой курган с захоронением эпохи бронзы.

Погребальное сооружение, открытое в 1903 г. на Лысой горе.

В том же году Н.И. Веселовский в окрестностях станицы Гостагаевской произвел раскопки гробницы из каменных плит, обнаруженной случайно при распашке земли. Погребение ограблено в древности, верхняя плита-перекрытие была сдвинута в сторону. При расчистке погребения найдены разные бусы и золотая подвеска от серьги «в виде птички». Рядом было найдено еще несколько подобных ограбленных погребальных сооружений. Тогда же в долине у ст. Гостагаевской исследован курган высотой 4,25 м с погребением эпохи бронзы.

1908 г.

В 1908 г. Н.И. Веселовским было сделано последнее открытие на Анапской земле – в станице Николаевская (сейчас Анапская) он раскопал знаменитый расписной склеп, в дальнейшем получивший название «Героон» (с др.-греч. — античное святилище, посвящённое герою).

Вид на свод погребальной камеры и дромоса склепа. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.

Раскопки большого кургана с западиной посередине начали с южной стороны. В центре кургана было обнаружено «грандиозное каменное сооружение» — склеп, построенный из огромных известняковых блоков. Стенки сооружения уходили в яму глубиной 1,6 метра, выдолбленную в материке, а над поверхностью земли возвышался свод.

Склеп состоял из двух частей: дромоса и погребальной камеры. Впоследствии выяснилось, что склеп был дважды ограблен: первый раз через входную камеру-дромос, второй — через пролом в своде погребальной камеры. Со временем через грабительский лаз склеп заполнился землёй.

Свод погребальной камеры. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.

Погребальная камера была оштукатурена и расписана изнутри красками голубого, жёлтого, красного и чёрного цветов. На стенах изображались четырёхугольники, поверх которых шёл меандр, а над ним — сухарики и украшения из хвойных растений. Свод был окрашен в голубой цвет. Штукатурка местами осыпалась.

На земляном полу склепа были обнаружены мелкая голубая стеклянная и небольшая золотая бочкообразная бусины, а также обломок костяного цилиндрического украшения.

Вид на фресковую роспись внутри погребальной камеры. Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1908 г. СПб., 1912.

После раскопок «склеп, по желанию Анапской городской управы, перевезён в г. Анапу и поставлен в городском саду». Торжественное открытие склепа для всеобщего обозрения состоялось 16 (29) июля 1909 г.

При установке склепа в городском саду были учтены естественные условия, в которых он находился до переноса.

Дромос был обращён на запад в сторону центральной аллеи парка, что позволило сохранить изначальную ориентацию. Склеп, как и в кургане, был впущен в грунт до пят свода. Судя по фотографии, сделанной после переноса, свод погребальной камеры был присыпан землёй, а дромос оставался открытым. Заглянув в него, можно было осмотреть памятник изнутри.

В научном архиве Института истории материальной культуры РАН сохранилась фотография 1915 года, на которой запечатлён Н. И. Веселовский, стоящий в яме у входа в закрытый деревянным щитом дромос склепа «Героон» в городском саду.

Н.И. Веселовский, стоящий в яме у входа в дромос склепа в городском саду, 1915 г. Научный архив ИИМК РАН.
Вид на склеп после переноса его в городской сад г. Анапа. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.

Вскоре, в 1909 году, при непосредственном участии Н.И. Веселовского в здании курзала, расположенного рядом, был открыт «кабинет древностей» — первый музей в Анапе.

В период с 1913 по 1914 год в своём труде «Античная декоративная живопись на юге России» выдающийся русский археолог и историк античности М. И. Ростовцев представил более подробные описания склепа, а также чертежи, созданные П. П. Покрышкиным на основе измерений Н. И. Веселовского, и акварельную прорисовку фресок, выполненную М. В. Фармаковским.

Свод дромоса был ниже свода камеры и состоял из девяти камней, а свод камеры — из тринадцати камней разной величины. Стены дромоса не были связаны со стенами камеры и отстояли от них на довольно значительном расстоянии.

М. И. Ростовцев предполагал, что вход в дромос и в погребальную камеру был заложен плитой.

Склеп был ориентирован в направлении с запада на восток. Размеры дромоса: ширина — 2,04 метра, глубина — 1,44–1,45 метра, высота — 2,185 метра. Дромос не оштукатурен.

План и разрезы склепа. П.П. Покрышкин. 1913 г. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.

Погребальная камера склепа значительно превосходит дромос по размеру. Вход в неё перекрыт массивной каменной перемычкой, давление земли на которую облегчено благодаря арке над ней. Арка ниже, чем своды дромоса и погребальной камеры.

Размеры входного проёма: ширина — 1,32 метра, толщина косяков — 0,41–0,43 метра, высота — 1,49 метра. Размеры погребальной камеры: длина — 3,08 метра, ширина — 2,13–2,16 метра, высота — 2,40 метра. Пол земляной и не утрамбован.

Стены и свод погребальной камеры были оштукатурены и украшены фресками. Эти росписи хорошо сохранились только на одной из стен, справа от входа, и в нескольких местах на потолке.

Фресковая роспись боковой стены погребальной камеры (с акварели М.В. Фармаковского). Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.

По стилю росписи М.И. Ростовцев датировал склеп первой половиной III в. до н.э.

После революции о памятнике забыли, и он пришел в упадок. Во время Великой Отечественной войны склеп использовался как оружейный склад, а все строения на территории парка были разрушены, в результате чего он превратился в пустырь.

30 августа 1960 г. склеп «Героон» поставлен на государственную охрану постановлением Совета министров РСФСР (№ 1327, прил. 1 от 30.08.1960 г.).

Вид на склеп в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Научный архив Анапского археологического музея.

Летом 1972 года склеп был отреставрирован специалистами Владимирской реставрационной мастерской.

В 2007 году специалисты Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурного наследия (ценностей) Краснодарского края демонтировали памятник во время строительных работ.

Затем блоки склепа «Героон» перенесли и небрежно собрали у входа в городской бювет на проспекте Революции, где они находятся до сих пор. Фрески полностью утрачены.

«Склеп Героон» в настоящее время. Фото автора.

Датировать его можно только по аналогии с фресками склепа 1868-1869 гг. на Васюринской горе – началом III в. до н.э. Российский историк, доктор исторических наук Ю.А. Виноградов относит его к боспорским склепам македонского типа.

Возможно, внутри находился деревянный саркофаг, который до наших дней не сохранился. Существует также версия, что склеп был построен как символическая могила (кенотаф) без реального захоронения. Такие гробницы возводили, например, в память о знатных воинах, погибших вдали от дома. Поэтому этот склеп стали называть «Героон». Это слово происходит от древнегреческого «ἡρῷον» и означает античное святилище, посвящённое герою. Обычно герооны воздвигались на предполагаемом месте захоронения или гибели героя, либо рядом с его символической могилой.

Погребение относится к курганному некрополю Горгиппии.

К сожалению, этот памятник в настоящее время пребывает в неудовлетворительном состоянии.

«Склеп Героон» – единственное монументальное погребальное сооружение, сохранившееся до наших дней, из обнаруженных в окрестностях Анапы в дореволюционное время.

Н.И. Веселовский для Анапы был не просто приезжим археологом, а уважаемым и почетным жителем города. Несмотря на профессиональную загруженность и постоянные командировки, учёный активно участвовал в общественной жизни Анапы и был избран в Анапскую городскую думу. Н.И. Веселовский изучал историю полюбившегося ему города. В 1914 г. он опубликовал «Военно-исторический очерк Анапы».

По рассказам современников, идея основать в Анапе историко-краеведческий музей принадлежит Н.И. Веселовскому. С этой целью его самая знаменитая находка на Анапской земле – «Склеп Героон» был перенесен в городской сад к зданию Курзала, в котором впоследствии открыт «кабинет древностей» из случайных находок жителей Анапы и коллекции профессора.

С.В. Евсюков, старший научный сотрудник отдела археологии.

Источники: Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1894 г. СПб, 1896; Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1895 г. СПб., 1897; Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1897 г. СПб., 1900; Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1903 г. СПб., 1906; Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1908 г. СПб., 1912; Цветаева Г. А. Сокровища причерноморских курганов. М., 1968; Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913; Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Текст. Т. I. СПб., 1914; Бардадым В. П. Радетели земли кубанской. 2-е изд., знач. доп. Краснодар : Сов. Кубань, 1998; Новичихин А. М. Н.И. Веселовский – археолог и историк Анапы // Таврические студии. № 22. Материалы международной научно-практической конференции «Археология и история Боспора. К 125-летию открытия склепа Деметры». Симферополь: ООО «Антиква», 2020. С. 111-118; Длужневская Г. В. Археологические исследования в европейской части России и на Кавказе в 1859-1919 гг. (по документам Научного архива IIIIM K РАН). СПб.: ЛЕМА, 2014; Античная декоративная живопись Боспора Киммерийского: от графической фиксации к фо- тографии. СПб.: ИИМК РАН; «Лема», 2017; Тункина И. В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII – середина XIX в.) // СПб: 2002. Ростовцев М. И. Скифия и Боспор. Критическое обозрение памятников литературных и археологических. Л., 1925; Кругликова И. Т. История исследования Горгиппии и её некрополя // Горгиппия I. Краснодар, 1980.