Рушники из фондов Анапского музея
2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Россия – огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат традициями и обычаями. Мы гордимся своей страной и её многогранной культурой.
В фондах Анапского музея хранится коллекция рушников. Рушники – самобытные полотенца, которые встречались на Руси повсеместно. Они являлись главным оберегом человека от рождения до смерти.
С рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, на рушник со специальным рисунком принимали новорожденного.
Рушник домотканный 40-50 гг. ХХ в.
Особенную роль играл рушник в свадебной обрядности. Свадебные рушники, как и все приданое, каждая девушка готовила себе заранее. Рушниками перевязывали через плечо, если на обручении стороны приходили к согласию. Самым главным был рушник, на котором родители благословляли молодых. Он считался особенной святыней, которую берегли, передавая из поколения в поколение.
Рушник был символом пожелания счастливой судьбы в будущем и памяти о родном доме. Во время проводов в армию рушниками обвязывали молодых парней, желая счастливой службы и благополучного возвращения домой. Провожая сына в далекую дорогу, мать дарила ему вышитый рушник. Во время похорон рушник был символом перехода человека в другой мир: рушник – дорога жизни, начало – рождение, конец – завершение жизненного пути.
Рушник домотканый 40-50 гг. ХХ в.
Во время засухи или распространения эпидемий рушник выполнял защитную роль. Ими завешивали окно, углы, двери «от злых духов», когда освящали хату или справляли поминки.
Рушник, на котором лежали крест, букет цветов, хлеб, соль, чашка воды или вина символизировал надежду на счастливую жизнь в новом доме. Дорогих гостей встречали хлебом-солью на вышитом рушнике, который считался символом доброжелательности и гостеприимства.
С принятием христианства появилась традиция украшать рушниками иконы. Именно тогда определились традиционные размеры изделия: 30 – 40 см в ширину, три метра и более в длину. Как декоративное обрамление рушники придавали жилищу праздничность, торжественность и национальный колорит. Они поражали богатым декором, сочностью красок, разнообразием орнамента, который имел глубокую символику. Орнамент заполнял ткань рушника на две трети, концы украшались кружевом.
Образы древнерусской вышивки зачастую были связаны с религиозными верованиями славян. В изображении величавой фигуры женщины, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками, проявлялся культ богини земли и плодородия. Позднее в народных вышивках изображения птиц и животных утратили значение языческого символа и воспринимались как выражение согласия, любви, добра и благополучия в семье. Геометрический ромб – главная фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца. Пустой в середине ромб означал землю. Цепочка вертикально расположенных ромбов – «дерево» жизни.
Рушник домотканый 50-60 гг. ХХ в.
Вторым по распространенности символом узора специалисты считают крест. У языческих народов знак креста был символом мужчины. Сдвоенный крест обозначал семью. Треугольник означал целинную землю, позже – оборонительное сооружение. Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине, символизировал засеянное поле. Счастливое число семь изображались семиконечной звездой. Восьмиконечная звезда символизировала семью. Спираль символизировала змею, олицетворяющую мудрость. Круг с небольшим крестом посередине обозначал неразрывный союз бога с человеком. Малый круг внутри большого свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг).
Рушник домотканый 60-70 гг. ХХ в.
В конце XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение. Основными цветами при вышивке, являются красный и белый, имевшие своё значение в языческой народной культуре Руси.
В настоящее время древние славянские традиции практически забыты, но до сих пор рушниками украшают жилище, их используют в разнообразных обрядах в некоторых регионах современной России Украины и Белоруссии. Изучая древнюю символику, мы сможем лучше понять наше прошлое, обогатить современную культуру.
Плиева Э.Г.