Цыгане в крепости Анапа
Цыгане — народ, история и культура которого вызывает интерес не только ученых-этнографов, но и у людей, далеких от этой науки. Сегодня цыгане являются неотъемлемой составляющей многонационального населения Краснодарского края, внося в его культуру заметный вклад и своеобразный колорит. История проживания цыган на Кубани насчитывает более двух столетий и самая ранняя ее страница связана с Анапой.

Долгое время первым документально засвидетельствованным фактом появления цыган на территории Кубани считался происходящий из канцелярии атамана Черноморского казачьего войска генерал-майора Г.А. Рашпиля проект 1839 г. переселения части кочевых цыган Новороссии и Бессарабии на земли Черноморского войска «разделив их поровну во все три черноморские округа, … не менее как по пять семейств, но не более десяти, в теперешних казачьих станицах», с тем, чтоб казаки были им примером в хлебопашестве и воинской службе. Исследователи отмечали, что «не выявлены еще источники о цыганах на Кубани ранее XIX в., когда регион большей частью находился в составе Российского государства».
Между тем, в турецких источниках, касающихся Османских владений в причерноморских районах Кубани, содержатся сведения о гораздо более раннем появлении цыганских групп в нашем регионе. Имеется в виду сочинение турецкого историка Джевдет-паши (1822-1893 гг.) «История (касающаяся) высокого государства Османского» («Викай-и девлети алия-и Османие»), в значительной мере посвященного первым годам истории турецкой крепости Анапа. Подробнейшую информацию о событиях в Анапе Джевдет-паша почерпнул в записках Мухаммеда Гашима, секретаря основателя Анапы, первого анапского паши (1781-1785 гг.) Фераха Али.
Перевод этого сочинения, точнее той его части, которая касается Анапы, выполненный в начале XX в. П.А. Фалевым, был использован Н.И. Веселовским, при написании «Военно-исторического очерка города Анапы». Пассаж о цыганах приведен Н.И. Веселовским в качестве пространной цитаты:
«Цыгане. Цыгане встречаются примешанными к каждому народу и поэтому сборщики подушной подати не обращают на них достаточно внимания. Паша захотел привести их в известность. Он назначил сборщиком подушной подати с них кехью капуджиев. Тот призвал к себе цыгана-кузнеца, приехавшего из Стамбула. „От падишаха, — сказал он, — вышло повеление, чтобы в дела цыган не вмешивались ни визири, ни эмиры и никакие иные начальственные лица. Все их дела должны рассматриваться сборщиками подушной подати и их старостами (черибаши)“. Пообещав кузнецу бениш (плащ) из красного сукна, должность черибаши, казенное мясо и хлеб, кехья спросил, какое количество цыган может он ему найти? Тот взялся указать тысячу цыган. Кехья велел ему представить доклад в диван. Все устроилось, как задумал кехья. Подать стали брать с мухаррема 1197 г. (ноябрь 1782 г.). Положено было не взимать больше 100 пара хараджу, а бедным цыганам аги должны были во время нужды выдавать харч. После устройства цыган приближенные паши побуждали и армян просить разрешения устроить свой квартал, что те и сделали».
Далее российский историк подробно рассматривает примененный Джевдет-пашой к предводителю цыган титул «черибаши» (военный глава, военачальник), известный с сельджукских времен, но уже не употреблявшийся ни в XVIII, ни в XIX вв. Н.И. Веселовский приходит к заключению, что турецкий историк «мог, что называется, щегольнуть архаизмом, давно заброшенным и не имевшим никакого жизненного, а тем паче, официального значения у турков, но, в отличии от современного титула чорбаджи, доселе бывшего в ходу у балканских народов, получившим право гражданства только у цыганских поселенцев Анапы в смысле чего-то вроде „Цыганского барона“, чрез посредство которого, очевидно, турецкие власти в Анапе предполагали управлять тем цыганским населением, таборы которого могли напоминать собою стан иррегулярной милиции».
Таким образом, привлеченный Н.И. Веселовским турецкий источник свидетельствует, что в Османских владениях на Кубани цыгане появились значительно раньше, чем на территориях, подвластных Российской империи, а именно в 1782 г.
Правомерен вопрос, откуда в Анапу прибыли цыгане, к какой из цыганских этнических групп они принадлежали? Обширные владения Оттоманской порты в XVIII в. включали территории, на которых проживали представители трех крупных цыганских этнических групп: европейские цыгане (ромы), малоазиатские (боша — ломы) и персидские (карача — домы). Представители каждой из них при традиционном кочевом цыганском образе жизни могли оказаться в Анапе.
Однако, учитывая события, связанные с заселением основанной Ферахом Али-пашой турецкой крепости, предпочтение следует отдать одной из европейских этнографических групп, а именно цыганам крымским.
Крымские цыгане являются одним из подразделений балканской этнографической группы европейских цыган (рома). Часть из них идентифицирует себя как татарские цыгане. Этногенез крымских цыган мало изучен, однако, установлено, что к концу XVIII в. формирование этой этнографической группы уже завершилось. По-цыгански говорили лишь группы, прибывшие в Крым в конце XVIII в., остальные к этому времени перешли на татарский язык.

Как сообщает Джевдет-паша, Анапа была заселена в 1782 г. выходцами с Тамани, просившими у Фераха Али убежища, после занятия полуострова русскими войсками, помогавшими хану Шахин-Гирею в борьбе против его брата. Всего переселилось 500 семейств. Надо полагать, что вместе с ними, или же вслед за ними, в Анапу и переселилась та тысяча цыган, о которой сообщает Джевдет-паша. На Тамани, во владениях крымского хана, цыгане могли появиться еще до 1782 г.
Примечательно гуманное отношение к цыганам со стороны турецких чиновников, воплощенное в распоряжении «бедным цыганам … во время нужды выдавать харч». Забота о цыганах была присуща и российской администрации этого времени. Известна целая серия указов XVIII — первой половины XIX в., направленных на уравнение цыган с другими сословиями Российской империи и на привлечение их к производительному труду. Это заметно отличает Российскую и Османскую империи от ряда европейский государств, с их «кровавыми законами», направленными против цыган.
Дальнейшая судьба анапских цыган неизвестна. Ни русские, ни турецкие источники, привлеченные Н.И. Веселовским, о них больше не упоминают. По данным Джевдет-паши, после взятия крепости русскими войсками в 1791 г. (имеется в виду поход генерал-аншефа И.В. Гудовича) население Анапы было переселено в Крым. Надо полагать, что в числе переселенных были и уцелевшие после осады и кровопролитного штурма анапские цыгане.
Андрей Новичихин,
старший научный сотрудник отдела археологии,
кандидат исторических наук.