Горгиппия: находки последних лет
Виртуальная выставка
Руины античного города Горгиппии покоятся сегодня под кварталами современной Анапы. Систематическое изучение этого памятника началось в 1960 году с создания Анапской археологической экспедиции Института археологии АН СССР. Благодаря трудам И.Т. Кругликовой, руководившей экспедицией в 1960–1973 годах, было положено начало исследованиям одного из значительных городов Боспорского царства. Позже, в 1970–1999 годах, под руководством Е.М. Алексеевой, масштаб раскопок как самого города, так и его некрополя значительно расширился, что привело к ряду важных научных открытий.
Сегодня в Анапе и её окрестностях ежегодно проводятся охранно-спасательные археологические работы, призванные сохранить уникальное культурное наследие региона. Все находки пополняют фонды Анапского археологического музея.
В настоящее время в музее работает выставка «Горгиппия на Азиатском берегу Боспора», основу которой составили недавние поступления последних лет. Мы представляем вашему вниманию двадцать самых ярких и интересных экспонатов этой выставки.
В 2022–2023 годах под руководством кандидата исторических наук С.М. Ильяшенко Анапская археологическая экспедиция ИА РАН провела охранно-спасательные раскопки на территории санатория «Мотылёк». Участок располагался всего в 25 метрах к югу от заповедника «Горгиппия» и, что крайне важно, почти не подвергался техногенному воздействию в прошлом веке. Эта уникальная сохранность позволила исследовать все ключевые периоды истории античной Горгиппии и ранней Анапы.
В ходе работ археологи выявили как минимум четыре строительных горизонта. Самый ранний датируется IV–III вв. до н.э., а лучше всех сохранился слой II–III вв. н.э.
Наибольший интерес представляют две городские улицы. Одна из них, длиной 50 м и шириной 4,4 м, имела мощное дорожное полотно толщиной до 0,5 м из утрамбованных черепков, камней и битой черепицы. Под прямым углом к ней примыкала вторая улица, формируя перекрёсток. Важно отметить, что обе магистрали существовали на этом месте непрерывно с IV в. до н.э. вплоть до гибели города в середине III в. н.э.
Все сооружения были ориентированы на эти улицы. Археологи обнаружили остатки не менее 9 домов с подвалами, дворами и помещениями. Среди находок выделяются четыре винодельни. Две из них, вероятно, функционировали в I веке н.э., а две другие погибли при пожаре 240 года. Учитывая и более ранние находки, этот участок можно условно назвать «кварталом виноделов» античной Горгиппии.
Среди находок выделяется глиняный сосуд — гуттуарий. Сосуд имеет одну ручку и носик для слива. Guttus — по-латыни «капельник» — сосуд в античной Греции для дозирования жидкости (масла, воды и т.д.) по каплям. Наш гуттуарий достаточно большого объема, возможно, он использовался для более крупных дозировок. Его поверхность имеет лощение, а горловина украшена тремя зигзагообразными линиями. Датируется второй четвертью III в. н.э.
В 2019 году на территории хутора Воскресенский были проведены спасательные археологические раскопки античной усадьбы, находившейся в зоне планируемого строительства и реконструкции автодороги Новороссийск — Керчь. Работы осуществлялись под руководством главного специалиста НАО «Наследие Кубани» Алексея Александровича Иванова.
В ходе исследований был обнаружен многочисленный вещественный материал, в первую очередь керамика и нумизматические находки. Керамический комплекс включает фрагменты красноглиняных пифосов, амфор, а также столовой посуды — краснолаковой и чернолаковой. Также в значительном количестве были найдены обломки черепицы, среди которых выделяется солен с отпечатком ладони.
Особый интерес представляет комплекс терракотовых статуэток, предположительно происходящих из домашнего алтаря зажиточного владельца усадьбы. Примечательна одна из них — протома, изображающая богиню по пояс. Её руки скрещены на груди и придерживают накидку, голова склонена вперёд и увенчана фригийским колпаком, из-под которого выбиваются пряди волос. Данная протома, датируемая III–II вв. до н. э., олицетворяет образ Владычицы — божества, отождествляемого с Великой Матерью богов Кибелой, Атаргатис, Астартой, Анахитой или Артемидой Персидской.
Другой фрагмент представляет объёмную терракотовую статуэтку, изображающую сидящую на троне богиню. Исследователи датировали статуэтку III в. до н.э. Правая нога богини выдается вперед. Фигура облачена в хитон, поверх которого надет гиматий, ниспадающий красивыми складками вниз, на коленях сложен край одежды. Примечательно, что руки статуэтки изготавливались отдельно: изображение ограничено в районе кистей. В центре можно заметить округлые отверстия для крепления рук на штырях. Сохранилось основание трона и подлокотник.
Ещё один фрагмент статуэтки в виде головы, изображающей богиню Кибелу. Голова богини высоко поднята и откинута немного вправо, шея высокая, открытая, лицо хорошо проработано, профиль «греческий». Голову божества венчает фригийская шапочка, из-под которой выбиваются распущенные кудрявые волосы. Датируется IV–I вв. до н.э.
Часть предметов выявлены при проведении охранно-спасательных раскопок в зоне реконструкции здания по ул. Крымской в 2017 г. Руководил работами научный сотрудник Института археологии РАН Андрей Борисович Колесников.
Основа коллекции — погребальный инвентарь, состоящий из местной керамики, аттической парадной посуды, изделий из бронзы и стекла, боспорских монет, ювелирных украшений из цветных и благородных металлов. Особо выделяются монохромные и полихромные бусы, изготовленные в разных техниках.
В античности погребальный инвентарь был важной частью похоронных обрядов и отражал взгляды на жизнь и смерть. В могилы помещали предметы, предназначенные для обеспечения покойного в загробной жизни. Сверху могилы устанавливалось надгробие, по рельефным изображениям и надписям которого можно судить об этнической и социальной принадлежности людей, о развитии каменотёсного дела, внедрении обрядов и верований других культур и народов. На выставке представлен фрагмент статуарного надгробия в виде человеческой головы с рельефным изображением лица. Датируется II в. до н.э. — II в. н.э.
Бальзамарии были сосудами для хранения парфюмерных масел. Считается, что к I в. н.э. эти стеклянные сосуды вытеснили глиняные, поскольку лучше сохраняли дорогостоящие масла. Со временем они стали не только предметами быта, но и частью погребального инвентаря, особенно в женских захоронениях.
Среди новых поступлений имеются артефакты не только из некрополя античной Горгиппии, но и из могильника раннего железного века – ОПХ «Анапа». Могильник был открыт ещё в 1981 г. сотрудниками Анапской археологической экспедиции. Предметы, представленные на выставке, были найдены в 1992-1993 гг. экспедицией ИА РАН под руководством Ю.В. Зуйкова, но переданы в музей только в 2024 г.
Большинство захоронений на могильнике совершены на уровне древней дневной поверхности под каменными закладами овальной или округлой формы, окруженными по периметру обкладкой из крупных камней. Часть захоронений совершены в каменных ящиках с перекрытием из плоских плит. Погребения относятся к двум хронологическим периодам: конца VII – первой половины VI в. до н.э. и второй половины VI – V вв. до н.э.
Погребальный инвентарь представлен лепной керамикой, оружием (кинжал, топоры, наконечники копий и стрел, детали колчанов), орудиями труда, украшениями (браслеты, булавка, перстень, бусы). Среди предметов выделяется бронзовая булавка «типа Сукко». Могильник относится к некрополю населения архаической Синдики.
На выставке представлены зооморфные ручки от лепных сосудов. Наиболее широко такая керамика была распространена в Восточном Крыму, её появление связывают с сарматами, по другой версии эти сосуды – влияние местных варварских культур, например, меотских племен на Боспоре. То есть, керамика с зооморфными ручками изначально появилась в не сарматской среде, а позднее уже была воспринята сарматами и переработана в соответствии с их идеологическими представлениями.
Изображали, как правило, таких животных как: баран, лошадь, собака, дикий кабан, хищная птица. Наиболее распространены фигуры кабанов, намного реже встречается образ птицы. Применение фигурок животных в качестве ручек на сосудах являлось художественным образом оберега, в котором выражались религиозные представления. Изображение животного на сосудах, вероятнее всего, первоначально связывалось с тотемическими представлениями. Датируются I–III вв. н.э.
Находки из других античных усадеб:
Екатерина Воронина, научный сотрудник отдела археологии.