Мать Мария (Скобцова) – Елизавета Юрьевна Пиленко. К 130-летию со дня рождения

Елизавета Юрьевна Пиленко,
(Кузьминой-Караваева, Скобцова),
монахиня Мать Мария (1891- 1945)

Елизавета Пиленко родилась в Риге в семье юриста Юрия Дмитриевича Пиленко. Мама Лизы – Софья Борисовна – урожденная Делоне, имела родство по материнской линии с Дмитриевыми-Мамоновыми.

Летом 1895 г. после смерти деда – генерал-лейтенанта в отставке Дмитрия Васильевича Пиленко семья переезжает на юг, в родовое имение. Детство Лизы и ее младшего брата Мити прошло в Анапе, на берегу Черного моря. Здесь были дома, поместья, виноградники генерала, известного в свою пору на Кубани и воинскими доблестями, и происхождением из служивого казачьего рода, и заслугами в развитии виноградарства в Причерноморье, в т.ч. в зоне Абрау-Дюрсо.

Причерноморье, анапская земля с ее неповторимым бурным, ветреным и солнечным нравом стали колыбелью характера Елизаветы Юрьевны. Прекрасное воспитание, поэтический и художественный дар, – все то, чем жила она в годы ее детства и юности, неразрывны с этим краем. Иногда семья выезжала в Петербург, где жили родственники.

После скоропостижной смерти Юрия Дмитриевича, отца Лизы летом 1906 г. девушка продолжает учебу в Петербурге в частных гимназиях, затем на философском отделении Высших женских Бестужевских курсов. Встреча и знакомство в 1908 г. с блистательным поэтом Александром Блоком предопределит на долгие годы ее самые сильные чувства.

А.А. Блок «Когда вы стоите на моем пути…» из письма Елизавете Юрьевне Пиленко (1908 г.)

В 1910 г. курсистка Елизавета Пиленко выходит замуж, отныне она – Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева. Вместе с мужем Дмитрием Владимировичем – юристом, социал-демократом и эстетом, она входит в поэтический, литературно художественный и философско-религиозный мир Петербурга, называемый «Серебряным веком».
В 1912 г. в Петербурге выходит ее первый поэтический сборник «Скифские черепки» – дань древности ее малой родины, посвященный «Черноморскому побережью, своему Понту», как назовет его Александр Блок.

В 1912 г., после поездки за границу, Елизавета Юрьевна покинет Петербург, «последних римлян», как позже назовет она мир ее окружения, расстанется с мужем и вернется в Анапу, в родительский дом. Здесь она будет жить, занимаясь воспитанием дочери – Гаианы, родившейся 18 октября 1913 г.

С началом Первой Мировой войны (1914 г.) в поисках своего пути в жизни Елизавета Юрьевна придет к осознанию для себя необходимости духовного образования, «постижения Синего ока».
В 1915 г. в Петрограде ею будет издана повесть житийно-философского характера «Юрали». События в повести происходят на анапской земле. Жизнь героя Юрали, по признанию самого автора, связана с ее, Елизаветы Юрьевны, жизнью.

Продолжением и развитием темы станет второй поэтический сборник «Руфь» (1916 г.), получивший признание как религиозная поэзия молодого автора. Большинство художественных работ Елизаветы Юрьевны этого периода также связаны с библейскими религиозными образами, её исканиями в духовной сфере.
В 1915 г. экстерном, как разрешенное ей исключение, она сдает экзамены по курсу петербургской мужской духовной академии.

В Анапе в период революционных потрясений 1917-18 гг. и с началом Гражданской войны она вступает на путь общественного служения. В феврале 1918 г., в период двоевластия, Елизавета Юрьевна примет на себя обязанности городского головы, а с установлением новой, советской власти, большевики введут ее в состав первых Советов.

Ставившая своей целью спасение культурных и человеческих ценностей в критических условиях, она, будучи по своим политическим воззрениям членом партии правых эсеров, окажется в итоге участницей сложнейших событий, в их центре. В марте 1919 г. в Екатеринодаре Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева предстанет перед военно-окружным судом деникинской армии по обвинению в содействии большевикам в Анапе весной 1918 г. За сотрудничество с новой властью ей грозила смертная казнь.

Открытая ею самой в ходе суда антибольшевистская работа в составе партии эсеров летом и осенью 1918 г. в Москве и Поволжье, активная защита общественности в России – все это изменит ход суда. Встреча во время суда в Екатеринодаре с членом правительства Кубанской краевой Рады – Данилой Ермолаевичем Скобцовым отведет карающий меч над «большевичкой». Замужество в конце 1919 г. и расставание с родиной последует как итог – одно за другим. В 1920 г. начинается ее путь в эмиграцию.

В Тифлисе в феврале 1921 г. у Скобцовых родился сын Юрий, крестить его будут уже в Сербии в ноябре 1923 г. под именем Георгия Скобцова, сына «казака станицы Урупской Кубанского края…»
В Крыму в апреле 1920 г. от брюшного тифа умер брат Елизаветы Юрьевны – Дмитрий Пиленко, находившийся в составе деникинской армии.

Вторая половина жизни Елизаветы Юрьевны Скобцовой связана с вынужденным изгнанничеством: Константинополь, Сербия – там в декабре 1922 г. родится дочь Анастасия, а с 1924 г. – Франция, где отныне будет жить семья. Здесь на семью обрушится горе – четырехлетняя Настенька погибнет от менингита, и смерть ее на пути испытаний станет для матери первым ударом.

Настенька. Рисунок Е.Ю. Скобцовой.

Преображение, которое последует за пронзительным чувством причастности к судьбе русского народа, судьбе изгнанника, окончательно приводит Елизавету Юрьевну к следованию по пути заповедей православной веры и служению богу через любовь к людям, самую действенную помощь и сострадание к ним. Она приходит к монашеству через осознание своего пути в этом служении. В марте 1932 г. Елизавета Юрьевна принимает монашеский постриг под именем Марии – так ее нарекут во имя Марии Египетской.

Монахиня мать Мария (Скобцова).

Она участвует в русском христианском студенческом движении в Европе с 1927 г. Приюты для обездоленных, диспансер для туберкулезных больных на Нуази ле Гран (1935 г.), наконец, общественное служение в христианском социальном объединении – «Православное дело», созданном матерью Марией, – вот перечень некоторых значительных дел ее под покровом православной веры во Франции в 1930-е гг.

В июле 1936 г. в Москве умирает старшая дочь матери Марии Гаиана. В Советский Союз она приехала с Алексеем Толстым в 1935 г.

В годы начавшейся Второй Мировой войны на чужбине, в приютившей их Франции, Православное дело монахини Марии, жившей в миру, становится оплотом для гонимых, голодных и сирых, убежищем для тех, кого преследует гитлеризм, фашистская военная сила. Рядом с матерью Марией друзья, соратники и ее родные: мама и сын Юрий. Мать Мария без колебаний включается в антифашистское движение Сопротивления во Франции.

В парижском приюте матери Марии на улице Лурмель укрывали участников боевых отрядов, прятали пленных и переправляли их в неоккупированную часть Франции, выдавали свидетельства евреям, крестившимся в домовой церкви приюта, устраивали на работу и выдавали справки о работе, а также снабжали продовольствием боевые отряды Сопротивления.
8 февраля 1943 г. гестапо совершает налет на приют с целью ареста матери Марии. Не застав ее, они забирают Юрия Скобцова, а священника церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы при приюте Дмитрия Клепинина допрашивают и арестовывают в гестапо 9 февраля. Мать Марию гестаповцы арестовали на третий день, когда она, узнав о случившемся, пришла в приют, надеясь на освобождение сына.

В феврале 1944-го, в концлагере Дора (Бухенвальд) погибнут священник Дмитрий Клепинин и Юрий Скобцов. О матери Марии, заключенной в женском концлагере Равенсбрюк в Германии, расскажут бывшие узницы из разных стран. Среди этих правдивых воспоминаний о самоотверженной, сильной духом и верой монахине есть и легенды, удивительные в своей правдивости. Они о ее жизни, подвиге и гибели в концлагере. Мать Мария погибла за месяц до окончания войны – 31 марта 1945 г.

С укором перечислят мне
Мои грехи святые сестры.
И суд велит гореть в огне.
И это будет новый постриг.

Мать Мария, 31 декабря 1938 г.

17 января 2004 г. Константинопольский патриархат Православной Церкви соборно причислил к лику святых монахиню Марию (Скобцову), священника Димитрия Клепинина и иподиакона Юрия Скобцова.

В 1982 г. киностудией «Мосфильм» (реж. Сергей Колосов) был снят фильм, повествующий о яркой и трагической судьбе русской поэтессы Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой, в 1920 году эмигрировавшей во Францию и ставшей монахиней под именем Мария.

В 1985 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева была награждена орденом Отечественной войны II степени посмертно как участница французского антифашистского движения Сопротивления в годы войны.

С 1999 г. в здании Анапского археологического музея (ул. Набережная, 4) работает мемориальная экспозиция, посвященная Елизавете Юрьевне Кузьминой-Караваевой – Матери Марии (Скобцовой). Создана экспозиция трудами ст. н. с. музея, заслуженного работника культуры Кубани З.Н. Лемякиной.

В 2018 г. в свет вышел документальный фильм “Возвращение домой” из цикла “Больше чем любовь” телеканала “Культура”, посвященный Матери Марии (режиссёр Наталья Кононенко). Фильм снимали в Анапе, Санкт-Петербурге, Париже и Равенсбрюке. В съемках приняла участие создатель мемориальной экспозиции матери Марии Зоя Николаевна Лемякина – старший научный сотрудник Анапского археологического музея.

Нет, Господь, я дорогу не мерю, -
Что положено, то и пройду.
Вот услышу опять про потерю,
Вот увижу борьбу и вражду.
Я с открытыми миру глазами,
Я с открытою ветру душой;
Знаю, слышу - Ты здесь, между нами,
Мерой меришь весь путь наш большой.

Что же? Меряй. Мой подвиг убогий
И такой неискупленный грех,
Может быть, исчислением строгий, -
И найдешь непростительней всех.

И смотреть я не буду на чашу,
Где грехи мои в бездну летят,
И ничем пред Тобой не украшу
Мой разорванный, нищий наряд.
Но скажу я, какою тоскою
Ты всю землю свою напоил,
Как закрыты дороги к покою,
Сколько в прошлом путей и могил.

Как в закатную серую пору
Раздается нездешний набат
И видны истомлённому взору
Вихри крыльев и отблески лат.

И тогда, нагибаясь средь праха,
Прячась в пыльном, земном бурьяне,
Я не знаю сомненья и страха,
Неповинна в свершённой вине.
Что же? - Суди. Я тоскою закатной
Этим плеском не меркнувших крыл
Оправдаюсь в пути безвозвратном,
В том, что день мой не подвигом был.

Мать Мария. Париж, 1941 г.