Н.И. Веселовский — археолог и историк Анапы

Николай Иванович Веселовский. 1948-1918 гг.

2023 год – год 175-летия со дня рождения выдающегося российского археолога, историка, востоковеда Николая Ивановича Веселовского.

Н.И. Веселовский родился 12 ноября 1848 года в Москве. В 1867 году окончил Вологодскую гимназию и поступил на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета, где специализировался по «арабско-турецкому разряду». Его студенческое исследование «О податях и повинностях, налагавшихся монголами на побежденные народы» было удостоено медали.

По окончании университетского курса молодой ориенталист был оставлен в университете для подготовки магистерской диссертации «Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве с древнейших времен до настоящего», успешно защищенной в 1877 году. После защиты диссертации Н.И. Веселовский утвержден доцентом, а с 1890 года – «исправляющим должность профессора».

В 1885 году он командирован в Среднюю Азию (Туркестанский край) для проведения археологических изысканий, а с начала 1890-х приступает к археологическому изучению курганных древностей Юга России.

В 1894 году Н.И. Веселовский провел свои первые раскопки на Кубани, в том числе в районе Анапы. В 1895 году, как следует из сообщения в газете «Кубанские областные ведомости», ученый был специально командирован Императорской археологической комиссией для изучения курганов в Кубанской области. За 22 года, с 1894 по 1917, ученый исследовал на Кубани около 500 курганов, многие из которых достигали 10 и более метров высоты. Ему принадлежит слава первооткрывателя Майкопской археологической культуры, названной так по раскопанному Н.И. Веселовским в 1897 году в Майкопе десятиметровому кургану Ошад, содержавшему богатейшее царское захоронение IV тысячелетия до н. э. В числе раскопанных археологом на Кубани курганов – такие эталонные для изучения древних культур скифов, меотов, сарматов памятники как Келермесские, Ульские, Костромские и Елизаветовские курганы, курганы Зубовско-Воздвиженской группы, курганные погребения «Золотого кладбища». В одной из работ по истории археологических исследований Кубани прозвучало, что Н.И. Веселовский обладал огромным полевым опытом и прекрасной интуицией, позволившими ему совершить выдающиеся археологические открытия. Помимо опыта и интуиции Веселовскому была присуща выдающаяся работоспособность и несомненный талант в деле организации археологических экспедиций. 500 курганных насыпей, раскопанных только на Кубани, – впечатляют. А ведь Николай Иванович одновременно вел раскопки в Крыму, на Украине, в области Войска Донского, на Ставрополье. И везде результаты раскопок были блестящими, достаточно вспомнить открытые им богатейшие скифские царские курганы Солоха, Огуз, Чмырева могила и др.

 Николай Иванович не оставлял без внимания и анапские древности. Дело в том, что своей археологической «штаб-квартирой» он избрал Анапу, где в 1895 году поселился на даче. По словам старожилов, он снимал небольшой особняк с башенкой из желтого кирпича, что сохранился и поныне на углу улиц Таманской и Пушкина. В одним из писем, сообщая адресату место пребывания, Николай Иванович указывает: «Анапа, собственный дом». В этом доме Н.И. Веселовский прожил до 1917 года, отлучаясь в столицу и в многочисленные экспедиции.

В течение четырех сезонов он вел раскопки в Анапе. Вот краткая их хроника и основные итоги:

Последняя находка привлекла внимание археологической общественности. Для фиксации сохранившихся фрагментов росписи Императорской археологической комиссией в Анапу был командирован художник М.В. Фармаковский, описание склепа включено в альбом академика М.И. Ростовцева «Античная декоративная живопись на Юге России».

Кроме того, как сообщает Н.И. Веселовский в отчете о раскопках: «Склеп, по желанию Анапской городской управы, перевезен в в Анапу и поставлен в городском саду».

Роспись боковой стены склепа «Героон». Акварель М.В. Фармаковского.
Н.И. Веселовский у склепа, восстановленного в городском саду Анапы. Фотография 1915 года.

Действительно, проводившиеся в окрестностях Анапы археологические раскопки всегда привлекали внимание анапчан (или как они себя тогда именовали – анапцев). В начале ХХ века, по словам современника «в среде местных жителей, к числу которых надо отнести и живущего в Анапе уважаемого профессора Н.И. Веселовского, явилась мысль основать здесь историко-археологический музей». «В осуществление» создания музея упомянутый выше расписной склеп был разобран, перевезен в Анапу и 16 (29) июля 1909 года торжественно открыт для всеобщего обозрения в городском саду. В расположенном рядом здании курзала вскоре был открыт «кабинет древностей», сформированный, судя по всему, из числа подаренных жителями города случайных археологических находок и небольшой коллекции приобретений, хранившихся на даче у Н.И. Веселовского.

Курзал в городском саду. Начало XX века.

Известно, что Николаем Ивановичем систематически приобретались у местного населения для Императорской археологической комиссии случайно обнаруживаемые в Анапе предметы древности. Так в Императорском Эрмитаже сформировалась богатейшая коллекция горгиппийских надписей. Некоторые предметы, в том числе надписи, как сообщает изучавший их академик В.В. Латышев, хранились у Веселовского на даче – видимо они и стали первоосновой фонда первого Анапского музея.

Представляется, что выбор Анапы для Николая Ивановича не был случайным. Ведь он был другом другого известного российского археолога и востоковеда – В.Г. Тизенгаузена, в 1870-1880-х годах активно исследовавшего курганы в окрестностях Анапы, и, несомненно, привившего своему младшему коллеге интерес к анапским древностям. Известно, что Н.И. Веселовский сохранил один из текстов «Археологической оды», посвященной Тизегаузену археологом Е.Е. Люценко, и несколько стихов самого Владимира Густавовича.

Нередко Николай Иванович вел раскопки в нескольких местах одновременно. Известны имена трех приказчиков, руководивших артелями рабочих на раскопках курганов: Иван Маленко, Дмитрий Ефимов и Иван Свидин. По имеющимся данным, первые двое – анапчане.

Несмотря на большую профессиональную загруженность ученый находил время активно участвовать в общественной жизни полюбившейся ему Анапы – об этом свидетельствуют газеты начала ХХ века. Анапчанам также пришелся по душе столичный профессор – известно, что Н.И. Веселовский был избран в Анапскую городскую думу.

Перу Н.И. Веселовского принадлежат десятки трудов по различным вопросам археологии и истории. Временной охват его научных интересов: от IV тысячелетия до н. э. до истории России и стран Востока конца XVIII – начала XIX веков. Своеобразным подарком анапчанам стал вышедший в 1914 году «Военно-исторический очерк истории города Анапы». Будучи знатоком восточных, в том числе турецких, письменных источников, ученый сумел максимально привлечь их и представить развернутую картину строительства в Анапе в конце XVIII века турецкой крепости, описать основные события ее истории, а также дать подробное описание шести походов русских войск на эту крепость.

 

Титульный лист книги Н.И. Веселовского «Военно-исторический очерк города Анапы».
Первая страница книги Н.И. Веселовского «Военно-исторический очерк города Анапы».

Благодаря хранящейся в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына переписке Николая Ивановича с директором Кубанского войскового музея Иваном Ефимовичем Гладким удалось выяснить, как появилась эта книга. Дело в том, что известна статья Н.И. Веселовского с тем же названием, опубликованная в «Записках разряда военной археологии и археографии Русского военно-исторического общества». В письме от 28 июня 1911 года Николай Иванович сообщает, что сотрудничает с Русским военным историческим обществом – гонорара за публикации в их изданиях нет, зато каждому автору выдаются 100 экземпляров оттисков его статьи. Судя по всему, получив причитавшиеся ему 100 экземпляров оттисков с дополнительно отпечатанным титулом, Н.И. Веселовский отдал их в переплетную мастерскую, и получил 100 экземпляров книги с тем же названием. Значительная часть тиража этого издания распространялась в Анапе.

Последнее письмо Е.И. Гладкому из Анапы датировано 28 августа 1917 года. В нем Николай Иванович сообщает о намерении уехать в столицу: «7 сентября выезжаю в Петроград, где придется испытать форменный голод». Эта поездка оказалась роковой. 12 апреля 1918 года Н.И. Веселовского не стало.

В 1918 году в 65 выпуске Известий Императорской археологической комиссии появилось короткое сообщение о кончине Н.И. Веселовского, с указанием, что в следующем выпуске, посвященном памяти ушедшего археолога, будет подробный некролог. Но следующий выпуск «Известий» так и не вышел. В стране бушевала гражданская война, было не до археологии, и уж тем более не до увековечивания памяти известного ученого.

Таким образом, получилось, что кончина Николая Ивановича Веселовского ознаменовала собой смену двух эпох в науке – на смену российской археологии пришла археология советская. Тем не менее, преемственность сохранилась – все последующие поколения исследователей продолжают изучать открытые Н.И. Веселовским памятники древних культур, с благодарностью вспоминая своего выдающегося талантливого предшественника.

И сегодня, спустя более чем столетие, мы отдаем дань памяти выдающемуся исследователю археологии и истории Анапы, отмечая, что он подарил Анапе не только очерк ее военной истории, но и археологический музей.

Андрей Новичихин, старший научный сотрудник Анапского археологического музея