Портрет Евдокии Шауман

На территории старого городского кладбища Анапы находится дореволюционный памятник, который неизменно привлекает к себе внимание. Он изготовлен из темно-коричневого мрамора в виде широкой усеченной стелы с четырьмя гранями, с основанием из красного гранита и установлен в 1900 году Евдокии Шауман. На четырех гранях памятника высечены строки стихов известных русских поэтов: М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, К.К. Феофанова, графини Евдокии Ростопчиной – одной из первых русских женщин-поэтов. Она была тезкой анапской Евдокии и, скорее всего, любимой поэтессой.

Среди анапчан живут разные легенды об истории памятника и судьбе Евдокии Шауман. И это не удивительно! Потому что смерть молодой и красивой женщины по природе своей противоестественна, а необычный памятник сумел пережить все катаклизмы истории длинною в 100 лет.

Самой популярной среди анапчан является легенда о любви Евдокии к смертельно больному художнику из Италии. После его смерти, она не смогла пережить утрату и ушла вслед за ним. Или вариация о том, как девушка заболела и умерла, а безутешный художник установил своей любимой красивый памятник на краю анапского утеса. От старожилов Анапы мы знали, что в годы Великой Отечественной войны и немецко-фашистской оккупации Анапского района был похищен один из элементов памятной композиции – прекрасный ангел, держащий в руках портрет усопшей, и венчающий стелу, а сам памятник был иссечен пулями. Многие, услышав эту историю любви, воспринимали ее как красивую сказку!

И потому удивительно, что многое из дошедшей до нас «из уст в уста» истории оказалось подтвержденным архивными документами. Благодаря недавней встрече с Тимофеевым Владимиром Игоревичем из Санкт-Петербурга (родственник Евдокии Шауман по материнской линии) история памятника обрела новые интересные подробности.

Фарфоровый портрет Евдокии появился в фондах музея еще в 70 гг. ХХ века. В нашем городе когда-то проживала замечательная женщина – Клавдия Яковлевна Ведергорн – врач по профессии, краевед по призванию. Почти всю жизнь она посвятила любимой Анапе и знала ее историю. Неоценим ее вклад в сборе уникальных документов, фотографий, воспоминаний о развитии в городе образования, здравоохранения и спорта в советский период. Со многими очевидцами событий она была знакома лично, с другими – поддерживала переписку. Со всех концов нашей необъятной страны к ней приходили письма с воспоминаниями об истории Анапы или фамилиями новых респондентов. Именно она выкупила и подарила музею портрет, который хранился в послевоенное время у племянницы Евдокии – Апостоловой Елены Петровны (дочь Петра Братухина) в г. Керчь на улице Войкова, 17/13.

Сейчас фарфоровый портрет украшает одну из экспозиций музея. На нем изображена девушка с тонкими чертами лица, светло-каштановыми волосами, зачесанными назад, одета в желтое платье с маленьким синим шарфиком у отложного воротничка. Изображение погрудное, развернуто влево, взгляд направлен на зрителя. Портрет овальной формы, выписан на фарфоре, размер плакетки 24/19 см, обрамлен в круглую деревянную раму коричневого цвета.

Шауман Евдокия Павловна родилась в 1872 году в ст. Прочноокопской. Мать Евдокии – Екатерина Гордеевна – из казачьей семьи урядника Мишнева Гордея Петровича, учителя полковой школы. В первом браке с военным врачом-окулистом Павлом Ивановичем Вадзинским Мария Гордеевна родила двух детей – Петра (1870) и Евдокию (1872). По каким причинам так быстро распался этот брак не ясно, но есть сведения об окончании П.И. Вадзинским Военно-медицинской академии (1881), о службе военным врачом на Кавказе, о присвоении звания действительного статского советника (1913) и службе окулистом в Виленском военном округе (1916), когда ему было почти 60 лет.

Мария Гордеевна Крикливая (мать Евдокии Шауман)

Мария Гордеевна скоро вышла замуж во второй раз за доктора Крикливого Алексея Афанасьевича, который удочерил Евдокию и дал свою фамилию. А брат Петр был усыновлен дядей – войсковым старшиной Иваном Иовичем Братухиным, получив его отчество и фамилию. В отличии от сестры Петр прожил долгую, наполненную счастливыми и трагическими событиями, жизнь: окончил Екатеринодарскую войсковую гимназию, Ставропольское юнкерское училище, служил в кавалерии Кубанского казачьего войска, имел множество боевых ранений. Женился на дворянке Марии Генриховне Бухартовской (1880-1940), имел шестерых детей. За годы службы удостоен орденом Св. Анны 4 ст., Св. Станислава 2 ст., Св. Анны 3 ст., Св. Анны 2 ст. После установления Советской власти на Кубани семья Братухиных проживала в Славянске, а с 1919 года – в Анапе. Служил в Кубанском инженерном ведомстве, в управлении Анапского порта, в гражданских учреждениях, затем осужден и сослан в Туруханск, затем в поселок Колпашево Нарымского края. Мария Генриховна с младшими детьми делила с ним все тяготы жизни. После освобождения отца семья проживала в Томске, вместе с сыном Константином он работал на Минусинской геологической базе (1930), умер в 1942 году.

Братухин Петр Павлович (брат Евдокии Шауман)

Мария Бухартовская (жена П.П. Братухина)

Алексей Афанасьевич Крикливый был не только добрым и любящим отцом Евдокии, но и заметной фигурой в медицине. Он вошел в историю как выдающийся врач – лепролог, занимающийся популяризацией темы лепрозориев и лечением этой болезни. Много лет А.А. Крикливый добивался от правительства строительства медицинских учреждений данного типа. В 1904 году его стараниями вблизи станицы Холмской Таманского отдела Кубанской области появилось первое медицинское учреждение лепрозория на 100 мест по типу поселка-хутора.

Евдокия Шауман с рождения отличалась слабым здоровьем и выезжала на лечение в курорты Кавказских Минеральных вод. Известно, что незадолго до смерти она вышла замуж за художника Шауман.

В Анапском городском архиве хранится Акт Метрической книги Свято-Онуфриевского храма о смерти 12 июля 1900 года дворянки Шауман Евдокии Павловны 28 лет, христианского вероисповедания, погребенной 14 июля 1900 года на городском кладбище Анапы. Запись подтверждена подписью священнослужителя Павла Базилевского. Родные всегда утверждали, что по рождению Евдокия не являлась дворянкой, поэтому В.И. Тимофеев решил начать поиски с изучения родословной ее мужа Петра.

Благодаря работе в архивах страны Владимир Игоревич установил, что дворянский род Шауман является древним, что дворянин Петр Павлович Шауман родился в 1870 году в Витебской губернии, окончил Кронштадтскую гимназию, учился в Санкт-Петербургском университете, затем в Академии художеств. Из документов Российского государственного архива удалось выяснить, что Петр имел неврологическое заболевание нижних конечностей и это подтвердили отчётные документы о выдаче ему бесплатных билетов на проезд для лечения в Кавказских Минеральных водах, которые он посетил два раза. В личном деле художника Петра Шауман имеется свидетельство с запросом от Академии художеств о бесплатных билетах. И, как предполагают родственники, именно там, на водах, произошло знакомство двух молодых людей – Евдокии и Петра. Оба были неизлечимо больны, оба желали любить и жить.

Иоанн Кронштадский, автор открытки Павел Шауман

Отец Петра – Павел Петрович Шауман (1843–1911) – был известным и модным фотографом в Санкт-Петербурге, держал фотоателье на Невском проспекте, д.10. В 70 гг. ХIХ века он продал его и переехал в г. Кронштадт. Переезду способствовало судьбоносное знакомство с выдающейся личностью – молодым священником Иоанном Кронштадтским, популярность которого в России была колоссальной. Это знакомство со временем переросло в крепкую дружбу, Павел Петрович приобрел фотоателье в Кронштадте на ул. Господской, д. 24 и стал личным фотографом Иоанна. Первыми в России они открыли Дом Трудолюбия, в закладке которого принимали участие представители царской семьи. В 1886 году отец Иоанн создал в Кронштадте приют, попечителем которого стал Павел Шауман. В 1888 году вместе они организовали трудовые мастерские при Андреевском попечительстве, организацией и управлением которых занимался Павел Петрович.

Штамп фотоателье Павла Шауман в Кронштадте

Фотография развивалась быстрыми темпами, П. Шауман с интересом изучал и внедрял многие новинки. Одним из первых он предложил американскую ферротипию (фото на металле) и гелиоминиатюры (фото, ретушированное светящимися красками). Павел Петрович участвовал в международной фотографической выставке в Санкт-Петербурге с фотоснимками картин И.К. Айвазовского, выполненными в сложнейшей технике. Благодаря ему г. Кронштадт имеет серию художественных снимков с видами дореволюционных зданий, улиц, городских парков, скверов, утраченных на сегодняшний день.

В 1891 году состоялась знаменитая поездка отца Иоанна на родину в Суру для освящения храма Св. Николая Чудотворца. Единственным человеком, сопровождавшим батюшку, был Павел Петрович Шауман, захвативший с собой походный фотоаппарат. Результатом двухмесячной поездки по России стал прекрасный альбом с 26 пейзажами и портретами, отпечатанными на прекрасной бристольской бумаге в типографии Вильборга. Один экземпляр был преподнесён представителям царской семьи. В благодарность автор получил золотой перстень с рубином и бриллиантами от Великой княгини Александры Иосифовны и золотую булавку с вензелем Его Высочества от Великого князя Георгия Михайловича. За годы работы Павел Шауман был награждён тремя орденами и удостоен звания Почётного Гражданина Кронштадта.

Кронштадт, Андреевский собор, здесь состоялось венчание Евдокии и Петра Шауман

Изучая историю семьи Шауман и ее крепкой связи с отцом Иоанном, Тимофеев Владимир Игоревич предположил, что венчание Евдокии и Петра происходило в соборе, где служил настоятелем Иоанн Кронштадтский. Именно там он нашел Акт в Метрической книге Андреевского собора г. Крондтштат с записью от 4 июня 1897 года о венчании между православным дворянином Шауман Петром Павловичем и православной дочерью коллежского советника Крикливой Евдокией Павловной. Вот так анапчанка Евдокия стала частью этой удивительной семьи. Утверждают, что брак длинной в три года был счастливым.

Родители Евдокии – супруги Крикливые – безбедно проживали в одном из красивейших зданий Анапы – Розовой даче с видом на Малую бухту (угол улицы Таманской и Маламинского проспекта). Архитектором здания называют Гавриила Васильевича Барановского (1860-1920), «визитной карточкой» которого являлись Елисеевские магазины в Москве и Петербурге.

Анапа. Западная сторона Малой бухты

Действительный статский советник, доктор медицины, урожденный станицы Полтавской Алексей Афанасьевич Крикливый пережил свою дочь на 14 лет и умер в 63 года от бронхиальной астмы 22 июля 1914 года (Акт Метрической книги Свято-Онуфриевского храма, заверенный священнослужителем Николаем Преображенским). Погребение состоялось на городском кладбище Анапы.

Вдова Мария Гордеевна получала и жила на пенсию мужа, о чем свидетельствуют документы из пенсионного дела А.А. Крикливого, хранимые в Российском историческом архиве. Она пережила его на восемь лет, умерла в возрасте 70 лет от сердечного приступа 2(15) января 1922 года (Акт Метрической книги Свято-Онуфриевского храма от 3(16) января 1922 года, заверенный священнослужителем Николаем Преображенским). Это было время нищеты, разрухи и голода. Родственники утверждают, что захоронена она была в большом кованом сундуке, потому что не было даже досок для гроба.

Тимофеев Владимир Игоревич (правнук Петра Братухина) утверждает, что при строительстве памятника в 1900 году могильный склеп под ним был рассчитан на три захоронения, и рядом с Евдокией покоятся ее родители – супруги Крикливые.

Э.Г. Плиева.