Спасение Великой Матери богов: история реставрации античной терракоты
В 2019 году на территории хутора Воскресенский в Краснодарском крае, в зоне строительства автодороги Новороссийск — Керчь, были проведены срочные спасательные археологические раскопки. Под руководством главного специалиста НАО «Наследие Кубани» Алексея Александровича Иванова ученые исследовали остатки античной усадьбы, которым угрожало современное строительство.
В ходе работ археологи собрали обширный вещественный материал, проливающий свет на жизнь этого уголка Боспорского царства.
Особый интерес вызвал комплекс терракотовых статуэток, предположительно происходивших из домашнего святилища зажиточного хозяина усадьбы. Среди них выделялась крупная протома (плоское скульптурное изображение верхней части фигуры. Ширина — 17 см, высота — 24 см), изображающая богиню по пояс. Её образ полон символики и благоговения: руки скрещены на груди и придерживают накидку, голова смиренно склонена вперед. Голову богини венчает фригийский колпак — высокий конический головной убор, из-под которого выбиваются пряди волос. Эта деталь, наряду с общей иконографией, позволила ученым датировать находку III-II веками до н. э. и определить её суть.
Протома олицетворяет образ синкретического женского божества. В эллинистическую эпоху, на стыке культур, в этом образе слились черты Великой Матери богов Кибелы, сирийской Атаргатис, финикийской Астарты, персидской Анахиты и Артемиды Персидской. Это божество плодородия, защитница природы и домашнего очага, чей культ был широко распространен в Причерноморье.
Однако путь этой уникальной находки к музейной витрине оказался непростым. В лабораторию реставрации Анапского археологического музея памятник поступил во фрагментированном виде. Его состояние требовало срочного вмешательства.
Первым шагом стало тщательное изучение. На поверхности фрагментов были обнаружены плотные многовековые пылевые и почвенные наслоения. Но главной проблемой оказались следы предыдущей, неудачной реставрации археологами: на торцах фрагментов присутствовал старый клей неизвестного состава, который уже не выполнял своей функции и мог навредить терракоте. Реставраторы провели пробу на растворимость и установили, что клей хорошо поддается действию ацетона.
Следующим этапом стала очистка поверхности от загрязнений специальными инструментами и растворами. Затем, используя ацетон, специалисты аккуратно удалили остатки старого клея, подготовив фрагменты к новой, научно обоснованной склейке.
Очищенные фрагменты были склеены между собой с помощью 10% раствора поливинилбутираля (ПВБ) в этиловом спирте. Этот современный материал, обладающий обратимостью и долговечностью, надежно соединил части древнего изображения.
После сборки стало ясно, где находились небольшие утраты. Реставраторы восполнили их гипсом, а затем деликатно затонировали новые участки акриловыми красками, чтобы воссозданные элементы не спорили с подлинной поверхностью, но и не выделялись яркими пятнами.
Благодаря кропотливой работе реставраторов процессы разрушения памятника были остановлены. Терракотовая протома Владычицы вновь обрела целостность и экспозиционный вид.
Сегодня этот уникальный артефакт, спасенный сначала археологами из-под ковша экскаватора, а затем реставраторами от разрушения временем, занял достойное место в экспозиции Анапского археологического музея.
Он служит не только напоминанием о высоком уровне мастерства и духовных исканиях жителей античного Причерноморья, но и ярким свидетельством важности современных методов реставрации, позволяющих сохранять и возвращать к жизни хрупкие свидетельства далекого прошлого для будущих поколений.
Полина Шляхова, художник-реставратор Анапского археологического музея.
Литература: Реставрация музейной керамики: Методические рекомендации/ Л.Н. Андреева, А.С. Антонян, Т.И. Барабанова и др.; Под общ. ред. Л.Н. Андреевой. — М.: ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, 1999. — 144 с.