Тайны терракоты

Терракота – слово итальянское, terra cotta – значит обожженная глина, изделие из обожженной глины. Этим термином могут называться все предметы, сделанные из глины и обожженные в гончарных печах, которые очень широко использовали Древние греки и римляне. Это столовая и хозяйственная посуда, светильники, черепица, кирпичи, водопроводные трубы, статуи и рельефы, игрушки и многое другое. Но в науке этот термин закрепился за скульптурными фигурками, статуэтками, масками из обожженной глины, фигурными сосудами, широко распространенных в быту, в религиозной жизни, в погребальном обряде греков и римлян и архитектурными элементами, укравшие деревянные и каменные постройки.


Изготовление терракотовых статуэток

Терракоты изготавливались практически во всех центрах античного мира, и в качестве товара развозились по всему средиземноморскому м причерноморскому бассейну. 

Ремесло изготовления терракотовых статуэток именуется коропластикой. Этот термин образован из греческих слов «кора» – девушка, куколка и «плассо» – лепить, так как среди ранних терракот особенно популярны были фигурки женских божеств. Терракотовые статуэтки изготавливали из специально подготовленной хорошо отмученной глин, из которой удалялись все крупные и мелкие частицы, которые могли способствовать образованию трещин и разлому изделий. Терракоты лепились либо просто руками, либо оттискивались в форме. Первоначально их лепили из цельного куска глины. Затем стали делать статуэтки внутри полыми, что уменьшало их вес, они лучше просушивались и меньше изменялись при обжиге.

Мастаер-коропласт накладывал подготовленную глину в глиняную же форму тонкими слоями, тщательно вдавливая ее во все углубления формы, пока не достигалась нужная толщина стенок терракоты. Для изготовления простых статуэток употреблялась одна или несколько формочек для лепки отдельных частей – головы, рук, торса, ног и т.д.

Форма для изготовления терракотовой статуэтки и готовая статуэтка юноши опирающегося на колонну, II-III в. н.э.

Готовая статуэтка сначала высушивалась на открытом воздухе, а затем обжигалась в гончарной печи. После обжига мастер расписывал терракоту красками. Перед раскраской изделие иногда грунтовалось жидкой глиной, чтобы создать идеально гладкую поверхность. Одежда обычно покрывалась красками светлых пастельных тонов – голубой, розовой, светло-сиреневой, лица и обнаженные части тела либо оставались в цвете глины, либо раскрашивались краской телесного цвета, волосы делали красными или коричневыми, детали статуэток подчеркивали черной и белой красками, отдельные части их золотили. Раскраска не только придавала изделию праздничность и нарядность, но и позволяла выявлять живописными средствами характерные особенности фигурок. До нашего времени в большинстве случаев красочный покров терракот не сохраняется, и статуэтки выглядят просто глиняными.

Терракотовая статуэтка “Эрот и Психея” I в. до н.э. – I в. н.э. и реконструкция её росписи.


Коропластика в Горгиппии

При раскопках Горгиппии – одного из важнейших городов Боспорского царства было обнаружено большое количество различных терракот. Самые ранние из которых датируются V в. до н.э. Основная масса фигурок из Горгиппии относится к III – I в. до н.э. и к первым векам нашей эры. Высокохудожественных терракот в Горгиппии почти не встречено. Найденные фигурки являются массовой продукцией рядовых коропластов-ремесленников. В основном это изображения божеств, мифологических персонажей.

В городе, вывозившем в большом количестве хлеб особой популярностью пользовались покровительницы земли в первую очередь Деметра и ее дочь Персефона. Деметра почиталась как божественная мать-земля, кормилица людей, покровительница растительного царства, преимущественно хлебных злаков. Этой богине приносили в дар натуральные дары, продукты, которые в последствии заменились глиняными символами. Деметру изображают терракотовые статуэтки сидящей на троне богини, происходящие из комплексов II в. до н.э. В горгипийском доме найдена форма для оттиска лицевой части таких терракот. В Горгиппии найдены терракотовых протомы – погрудные изображения Деметры, предназначавшихся для приношения в храмы. С культом Деметры могут быть связаны глиняные фигурки зверей и птиц. Подобные фигурки изготавливать и для приношений к домашним алтарям.

Сидящая богиня, II в. до н.э.

Протома Деметры, III в. до н.э.

Фигурка птицы, I – III в. н.э.

Особой популярностью в городе пользовался герой Геракл, состоявший в мифологическом, генеалогическом родстве с династией Боспора правящей с конца I по начало III в. н. э.  В это время в Горгиппии был сооружен склеп с фресковой росписью, повествующей о его двенадцати подвигах, возможно для родственников царской семьи. Так же в Горгиппии были найдены статуэтки Геракла из терракоты и бронзы.

Статуэтка Геракла, III в. до н.э. – I в. н.э.

В Горгиппии был широко развит культ Гермеса. При раскопках кварталов города и некрополя в большом количестве найдены гермы с изображением бога, они клались в могилы и, возможно, служили вотивными приношениями в храмы.

Герм, I в. до н.э. – III в. н.э.


Архитектурная терракота

Архитектурной терракотой называют глиняные детали ордерных построек – карнизы, метопы, акротерии, антефиксы и другие фигурные украшения, дополнявшие деревянные и каменные постройки.

При раскопках Горгиппии было найдены фрагменты антефиксов из обожженной глины, датированные периодом с V – I в. до н. э.

Слово антефикс (дословно: привязанный или прикреплённый к передней стороне) происходит от двух латинских слов: ánte — впереди и fixére — прикреплять, привязывать, фиксировать. Первоначально антефикса представляла собой вертикально поставленную плоскую черепицу, завершающую в нижней точке каждый ряд черепитчатого покрытия крыши и преграждавшую путь потоку воды. По всей видимости, основной задачей этой приспособления было предохранить кромку деревянной кровли от регулярного воздействия дождевой воды. Но кроме того, вертикально поставленная в нижней точке кровли керамическая плитка выступала над уровнем фасада и крыши, её можно было наблюдать снизу или со стороны, находясь на улице или у основания здания. Пожалуй, именно это обстоятельство и привело к постепенному превращению антефиксы в декоративный элемент храмов и богатых зданий. В храмах, знатных домах и важных административных сооружениях фасадная (передняя) сторона плитки богато украшалась резьбой, росписью или орнаментом.

В греческой архитектуре наиболее часто встречаются антефиксы выполненные в форме пальметты, стилизованного щита с орнаментом, человеческой головы или изображения фантастического животного.

Лицевая сторона глиняного антефикса обычно оттискивалась из матрицы, а задняя часть, вылепленная вручную, впоследствии соединялась с лицевой стороной и обжигалась.

Фрагмент антефикса, V в. до н.э. – I в. н.э.