Что мы знаем об амазонках

«Амазономахия» (битва амазонок). Изображение на краснофигурном сосуде 440-410 гг. до н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Согласно античным авторам, берега Меотиды (Азовского моря) в древности населяли легендарные амазонки. «Отец истории» Геродот подробно излагает легенду их появления в этих краях. После поражения от эллинов у реки Фермодонт (река в Турции, впадающая в Чёрное море) побеждённых воительниц погрузили на три корабля, чтобы отправить в Грецию. Однако в открытом море пленницы подняли мятеж, перебили своих захватчиков и, овладев кораблями, пристали к скифским берегам – к месту под названием Кремны на Меотийском озере (ныне территория под Таганрогом). Сойдя на землю, амазонки захватили табун лошадей и стали совершать набеги на владения скифов.

Другие греческие и римские авторы указывали на иные регионы обитания амазонок. Многие локализовали их в Малой Азии, на землях Карии, Лидии и Фригии. Именно с этим народом предания связывают основание ряда знаменитых городов на западном побережье полуострова. Столицей амазонок и главной святыней считался город Эфес – знаменитый культовый центр богини Артемиды, где возвышался её величественный храм.

Ещё одним местом обитания амазонок считался Кавказ. Некоторые античные авторы, например, именовали их «обитательницами Колхидской земли». Географ Страбон располагал одно из племен женщин-воительниц в северных предгорьях Кавказского хребта, у реки Мермод (или Мермадаль), впадающей в Меотиду. Он же указывал, что эти амазонки пришли туда исторически из своей малоазийской прародины, Фемискиры (древнегреческий город, который находился в северо-восточной Анатолии, на южном побережье Чёрного моря).

Таким образом, представления греков и римлян о землях амазонок были крайне расплывчаты. Однако в этой неопределённости прослеживается чёткая закономерность: мифологические амазонки почти всегда оказывались на самой окраине Ойкумены, на таинственных землях, граничащих с иным, потусторонним миром. Эта особенность, помещать всё загадочное и чудесное на пределы известного мира, является характерной чертой античного мифологического мышления.

В одном античные авторы были единодушны: прародителем амазонок считался бог войны Арес. Но фигура матери оставалась загадкой. В разных мифах ею оказывались Афродита, Афина, Гармония и первая царица амазонок – Отрера.

Древние источники оставили нам достаточно подробное описание жизненного уклада амазонок. Воительницы вели образ жизни, считавшийся в древнем мире исключительно мужским: их страстями были война, охота и физические упражнения. Неслучайно Гомер называет их «мужам подобные». Постоянные тренировки не только развивали их физическую силу и ловкость, но и, по мнению древних, сочетались с природной, дикой красотой этих женщин.

Отношения амазонок с мужчинами порождали в античных текстах множество противоречивых трактовок. Их изображали то как абсолютно враждебное мужчинам «безбрачное» воинство, то, напротив, как племя, «жадное до мужей». Однако в вопросах потомства царило относительное единодушие: в народе воительниц оставляли и растили лишь девочек. Судьба мальчиков была жестокой – их ждала смерть, увечье или изгнание к отцам.

Некоторые считали, что амазонки живут одни, а для продолжения рода в определенное время сходятся с мужчинами из соседних племен, другие же, что с воительницами жили искалеченные в детстве мужчины, которым предоставлено «смирение и рабство».

Барельеф со сценой из амазономахии – войны греков с амазонками – найден при раскопках, предшествовавших строительству комплекса «Новый Херсонес». Фото: Институт истории материальной культуры РАН.

Одним из самых известных мотивов мифа об амазонках является утверждение об отсутствии у них одной груди – как правило, правой. Античные авторы описывают жестокий ритуал: в детстве девочкам якобы прижигали грудь, чтобы остановить её развитие и тем самым увеличить силу правой руки для метания копья и стрельбы из лука (или чтобы не мешалась). Любопытно, что этот рассказ не находит подтверждения в античном искусстве: ни в скульптуре, ни в вазописи, ни в торевтике амазонки не изображены увечными. По всей видимости, данный сюжет был особенно популярен в устных преданиях греческого населения Северного Причерноморья, где он и получил широкое распространение.

Огромная популярность амазонок в античном мире подтверждается не только их частым упоминанием в литературе, но и широким распространением в изобразительном искусстве. Одной из самых востребованных тем была амазономахия – битва греческих героев с воинственными женщинами. Сцены сражений с амазонками украшали монументальные архитектурные сооружения, встречались во фресках, статуях, рельефах и мозаиках.

Ярким примером служит фреска из коллекции Анапского археологического музея. Она была частью росписи стен знаменитого «Склепа Геракла» и иллюстрирует один из подвигов героя – добычу пояса царицы амазонок Ипполиты. Геракл изображён в полный рост, лицом к зрителю. Он обнажён, бородат, а на его плечи накинута львиная шкура. В правой руке герой сжимает палицу, а левой, ухватив за волосы амазонку, стаскивает её с коня.

Фрагмент фрески с изображением Геракла, сражающегося с Ипполитой. «Склеп Геракла». Конец II в. н.э. Анапский археологический музей.

Особенно подробно образ вооружённых амазонок раскрывается в греческой вазописи. В собрании Анапского археологического музея хранятся три прекрасные пелики (разновидность столовой амфоры) с их изображениями. Одна из них была обнаружена в 1970 году во время охранных раскопок некрополя Горгиппии на улице Протапова. Сосуд нашли в женском погребений, у изголовья скелета. Сами останки сохранились не полностью: отсутствовали кости ног и кисть правой руки. С правой же стороны от скелета лежали обломки железного стригиля, а во рту находилась монета – традиционная плата Харону за переправу в царство мёртвых.

Краснофигурная пелика (Амазонка с конём). Конец IV — начало III веков до н.э. Анапский археологический музей.

Самая красивая пелика (чернолаковая, краснофигурная, высота – 20 см, диаметр устья – 14 см, конец IV в. до н.э.) отличается экспрессивной, почти эскизной манерой росписи. Лицо амазонки намечено условным белым пятном с лаконичными деталями – дугой брови и точкой зрачка. Её непропорционально крупная голова с линейно обозначенными лбом и носом увенчана полосатым головным убором (алопекис). Конь передан ещё более схематично, несколькими размашистыми мазками, обозначающими голову, шею и грудь. Над сценой – поясок из трёх ов. На оборотной стороне изображены два юноши в гиматиях; между ними угадывается схематичный щит, над которым повторяется тот же орнамент.

Краснофигурная пелика (Амазонка с конём). Конец IV — начало III веков до н.э. Анапский археологический музей.

Благодаря нашим далеким предкам, амазонки прочно заняли своё место в фундаменте современной европейской культуры. Рождённые на стыке греческих представлений о «другом», страхе перед соседними народами и попыткой осмыслить иную социальную организацию, они стали мощным архетипом. Этот мифологический образ, пройдя через века, не утратил своей силы: от рыцарских романов до современных блокбастеров женщина-воительница, независимая и грозная, восходит именно к тем самым «мужам подобным» с берегов Меотиды и склонов Кавказа. Находки же, подобные анапским пеликам, – это материальные свидетельства того, как далёкий миф становился частью повседневной жизни, украшая быт и провожая в последний путь жителей далёких черноморских колоний, для которых легенда об амазонках была уже не просто сказкой, а частью окружающего их мира.

Екатерина Воронина, научный сотрудник отдела археологии.

Литература: Геродот «История»; Алексеева Е. М. Пелики из Горгиппии // Проблемы истории, филологии, культуры. 2010. №1 (27); Богаченко Т.В. Исторические основы сказаний о женщинах-воительницах южнорусских степей, Ростов-на-Дону, 2017; Фиалко Е.Е. Амазонки в памятниках античного искусства // Боспорские исследования. 2010. №24.