Анапа – многонациональный регион, где исторически сложились традиции добрососедства.

30-60 гг. XIX века – время заселения Анапы и Анапского района выходцами из российских и украинских губерний, Азовского и Кубанского казачьих войск, анатолийскими греками, чехами, немцами, армянами, татарами. В окрестностях Анапы были учреждены станицы и поселки, получившие название «закубанских поселений». Прибывшими на Кубань переселенцами были образованы станицы: Благовещенская, Николаевская (Анапская), Витязева, Суворовская, Александровская, п. Благовещенский. Население Кубанской области делилось на два сословия: войсковое (казаки) и невойсковое («иногородние», к которым относились также представители других национальностей).

Особенно сильный приток иногородних в Кубанскую область, начинается со времени издания в 1868 году закона, позволявшего лицам невойскового сословия приобретать в собственность усадебные строения на казачьих землях.

Одной из экономических мер правительства было «привлечение в край немцев, как представителей культуры». В 50 гг. XIX века они стали переселяться на Кубань из Бессарабской, Таврической и Екатеринославской губерний. Их привлекали плодородные земли, льготы, предоставляемые правительством. Привлекая в край иностранных поселенцев, правительство полагало, что их опыт будет служить примером рациональной хозяйственной деятельности для черноморских казаков. Колонисты освобождались от каких-либо податей, повинностей, им гарантировалась свобода вероисповедания. Селились они, главным образом, по реке Кубань.

Немецкие поселения – «колонки» – «устроены хорошо, чисто и аккуратно. Немцы хорошие хозяева, занимаются хлебопашеством и ведут усовершенствованную обработку земли: имеются жатки, паровые молотилки и сеялки. Кроме земледелия занимаются скотоводством, коневодством, разведением овец, садоводством, виноградарством и табаководством. Их ремесленные изделия настолько хороши, что окружающее население быстро их раскупает». Немцы отличались замкнутостью жизни, исповедовали лютеранскую религия, подчинялись русским законам. Весной 1896 года Джигинское евангелистско-лютеранское общество занялось строительством церкви. Сметы и планы составил архитектор Ковригин. Колокола и орган были приобретены на общинные деньги в Германии. Кирха (католическая церковь) была открыта в конце 1896 года. Это был готический собор с высокими резными окнами и нарядным внутренним убранством. Прекрасная акустика обеспечивала идеальное звучание органа и пение хора. В церкви была читальня, которую охотно посещали жители села. В районе Анапы немцы образовали поселение Михаэльсфельд. В 1896 году Военный Совет переименовал село в Джигинское, в нем проживало 1021 человек.

Немецкие переселенцы, конец 19 в.
Немецкие переселенцы, конец 19 в.

В долине Сукко с незапамятных времен проживали натухайцы – одно из крупных адыгейских племен. Их аулы Тазыр, Бид, Копесах располагались выше по долине. Аул Циокай и Сукко находились ближе к морю. Это был большой аул, насчитывающий 200 саклей (домов). Дома строились из хвороста, переплетающего вбитые колья и обмазанного глиной. Его жители занимались земледелием, торговлей, военным промыслом.

Адыгейская семья Шеретлуковых (п.Суворово-Черкесский)
Адыгейская семья Шеретлуковых (п.Суворово-Черкесский)

10 мая 1862 года Александр II утвердил Положение о заселении предгорий северо-западной части Кавказского хребта казаками и другими жителями России. Многие натухайцы, отказавшись переселяться с гор на равнину, вынуждены были покинуть родную землю и с огромными тяготами перебраться в Турцию. Компактное поселение горцев в районе Анапы был Суворово – Черкесский аул.

В середине 60-х годов земли вокруг Анапы Император жаловал именитым сановникам. В 1869 году благодатные сукковские земли (7100 десятин) получил граф М.Т. Лорис-Меликов за заслуги в завоевании Северо-Западного Кавказа и успешные переговоры с Турцией о переселении из нее горцев. Лорис-Меликов направил сюда управляющего, поручив ему заняться обустройством имения, распашки части земли, и сдачи остальной в наем. Так началось новое освоение долины.

В 1890-1896 гг. в Турции начались погромы армян, следствием которых явилось массовое бегство на Северный Кавказ. Несколько семей из Амшенского района Трапезунда оказались в Сукко, в имении графа, имеющего армянские корни.

Выходцы из Армении составляли один из главных торговых классов Кубанской области. Кроме Сукко, они расселились в селе Гайкодзор. В 1907 году территория, где сейчас расположено село, представляла собой лес, заросли кустарника и, частью, обработанное поле. На всем этом пространстве жили три армянские, две греческие и две русские семьи, которые арендовали земли у Раевских казаков. Занимались скотоводством, выращивали овощи, табак, хлеб.

Первые табачные посевы появились на Кубани в 1860-х гг. в районе Анапы. Пионерами новой для края культуры были турецкоподданные греки, с разрешения правительства, поселившиеся на Черноморском побережье Кубани и занявшиеся табаководством. Греческим поселением в Анапском районе стала бывшая станица Витязевская.

На землях, пожалованных командующему русскими кавалерийскими частями генералу Павлову, вырос хутор Павловка. А ниже по течению реки Шенгири возник другой населенный пункт – Варваровка. Здесь поселились чехи, прибывшие из Богемии. Жили в землянках, лес выкорчевывали вручную, обрабатывали землю, разводили скот. Постепенно обживаясь, строили дома: узкие, длинные, обращенные фасадом к улице. Развели фруктовые сады, обрабатывали землю лошадьми, возделывали пшеницу, сажали картофель на довольно больших площадях, но главным образом, конечно, скотоводство. Получали масло, которое уже к 1874 году продавали и даже отправляли в Керчь, Ялту, Одессу, Сухуми. В 1890 году в Варваровке проживали 216 человек, из них коренных (чехов) 188. В Павловке – 124 человека, коренных – 121 человек.

Чешские переселенцы, начало 20 в.
Чешские переселенцы, начало 20 в.

В к. XIX века неказачьи поселения составляли небольшой процент относительно доли всех иногородних, но именно они внесли в жизнь казачества сильную экономическую струю.

Казачья семья Полтавец (ст. Анапская)
Казачья семья Полтавец (ст. Анапская)
Казачья семья (ст. Анапская), конец 19 в.
Казачья семья (ст. Анапская), конец 19 в.
Греческая семья Спотопуло, Анапа
Греческая семья Спотопуло, Анапа
Строительство церкви (кирха) в Джигинке
Строительство церкви (кирха) в Джигинке

Э.Г. Плиева

заведующий отделом краеведения Анапского археологического музея

Показать комментарииЗакрыть комментарии

Оставить комментарий