Научно-практическая конференция «Полководцы Победы», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войны 1941-1945 г.

Доклад курсанта военного института

Уже на протяжении многих лет в нашей стране отмечается великий праздник, который стал результатом нескольких лет страданий, героизма, единства и дружбы русских, украинцев, белорусов, народов Кавказа и азиатской части советского государства, народов Севера и Зауралья.

22 июня 1941 года в 4 утра фашисты без объявления войны вторглись на территорию советского государства. 1418 дней и ночей длилась эта война, более 1700 городов и 70 000 сел и деревень было разрушено только на территории СССР, более 25 млн. советских граждан так и не узнали о победе. А дальше май, капитуляция Германии – Победа! 

С раннего детства я радовался Дню Победы. Утром парад, а вечером концерт и красивый салют. Но я был слишком маленьким, чтобы понимать всю значимость этого дня. В начальной школе ситуация стала меняться, и я благодарен своему учителю, который занимался с нами патриотическим воспитанием. Это привело к осознанию всего ужаса, который пришлось пережить нашим предкам. В пятом классе я впервые поинтересовался у родителей, что же было с их родными во время войны. Оказалось, что два моих прадеда были связаны с военной авиацией – один – механиком, а другой – летчиком. А моя бабушка ещё ребёнком находилась в блокадном Ленинграде. 

Мне хотелось более подробно рассказать о своем прадеде по отцовской линии Петре Николаевиче Обухове. В годы Великой Отечественной войны он был летчиком-торпедоносцем, за подвиги был удостоен высокого звания Героя Советского союза. 

Обухов Петр Николаевич родился в 1913 году, в Вологодской губернии, в Великом Устюге, работал кузнецом на заводе. В 1935 году по комсомольской путевке его направили в Пермское лётное училище. В 1937 году году, после его окончания, был распределен в авиацию Тихоокеанского флота. В 1943 году отправлен на фронт заместителем командира по летной части 1-й авиаэскадрильи 36-го минно-торпедного авиационного Краснознаменного полка ВВС Северного флота.

Мой прадед был не просто летчиком, а торпедоносцем. Это важное уточнение. Режиссёр фильма «Торпедоносцы», в котором реалистично показана повседневная жизнь в военном гарнизоне, боевая работа торпедоносцев и трагизм войны, в одном из своих интервью рассказывал: «Все, кто сбрасывал торпеды на транспорт противника, были смертниками, потому что техника предполагала, как можно ниже опуститься над кораблем и как можно более точно сбросить торпеду. Они же были неуправляемые. Поэтому и летчики вынуждены были подбираться к конвою вплотную. А это означало верную гибель. Когда тройка самолетов летела на задание, все знали: кто-то из них летит в последний раз. Вот почему торпедоносцы считались элитой авиации. Они готовились на выполнение одного-единственного задания… Потом разведка обнаруживала транспорт и конвой. Уходили на задание и погибали. А им на смену приходили новые». 

Моему прадеду очень повезло дожить до окончания войны. В одной из газет военного времени тогда написали: «И вот на этом обломке он умудрился выйти из боя и сесть! Когда он подлетел к аэродрому, люди даже не сразу поняли, что это летит. Фюзеляж разбит, бомболюк распахнут, гидросистема перебита, шасси не выходит. И тишина в салоне. Члены экипажа понимали, что спасти их может только мастерство лётчика. И он начал выделывать в воздухе маневровые фигуры. «Что там случилось» – гадали на земле. И молились, чтобы он сел. А он пытался сделать так, чтобы «выбросило переднее шасси. А ведь самолёт мог в любу минуту рассыпаться…». И он сел, а в октябре 1943 года был награждён орденом Красной звезды. В ноябре 1943 года он был ведущим в греппе самолетов, задачей которых было уничтожить плавсредства противника. В сложных метеоусловиях при низкой облачности и дожде, артиллерия противника пробила на его самолете бензобак, также были повреждены электросеть, передатчик радиостанции и СПУ, вышел из строя показатель скорости, были перебиты тросы руля глубины. В таких условиях Петр Николаевич смог привести посадить самолет на фюзеляж и переднее колесо, проявив высокое летное мастерство. За этот подвиг был удостоен ордена Отечественной войны 1 степени.

Добавьте описание

Однако, моему прадеду не всегда удавалось дотянуть до аэродрома. Однажды, пришлось посадить разбитый самолёт на острове Рыбачьем. Товарищи его уже хоронили, а он, дождавшись наших моряков, вернулся в строй. В 1943 году он участвовал в потоплении трех вооруженных барж, четырех катеров противника в порту Феодосии, потопил транспорт водоизмещением 1500 тонн, один сторожевой катер, один быстроходную десантную баржу противника в порту Ялты. Лично атаковал, торпедировал и потопил транспорты водоизмещением 3000 тонн и 5000 тонн в районе о. Змеиный, получив орден Красного Знамени. 

29 мая 1945 года командующий ВВС Северного флота генерал-лейтенант Андреев вынес следующее заключение в наградном листе о присвоении Обухову Петру Николаевичу звания Героя Советского Союза: «За совершенные 68 боевых вылетов, потопление 4 транспортов противника общим водоизмещением 12500 тонн, за участие в групповом потоплении 3 транспортов, одного сторожевого корабля, одной быстроходной десантной баржи, 2 каботажных суден, 4 барж, 4 катеров, 1 тральщика, участие в повреждении 2 транспортов, и проявленные при этом мужество, отвагу и геройство достоин представления к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза», на что командующий Северным флотом заключил: «Достоин присвоению звания Героя Советского Союза». В ходе войны прадед был награждён орденомКрасной звезды, Отечественной войны 1 степени, Суворова 3 степени, несколькими орденами Красного знамени, а также многочисленными медалями.

После войны прадедушка продолжил служить в Крыму. Завершив службу в звании полковника, переехал в Туапсе, где преподавал в школе, занимался патриотическим воспитанием детей. Свой мундир с медалями он передал на хранение в музей г. Туапсе. Умер в 1994 году за шесть лет до моего рождения, но остается примером для моего отца и меня.

Когда Петр Николаевич Обухов увидел снятый в 1987 году фильм «Торпедоносцы», сказал: «Да, это о нас!». В конце кинокартины идут подлинные фотографии тех, кто воевал в авиации на Северном флоте, среди них – фото Петра Николаевича.

Показать комментарииЗакрыть комментарии

Оставить комментарий