В экспозиции Анапского археологического музея «Античный город Горгиппия» выставлено множество изделий из стекла, обнаруженных в результате археологических исследований Горгиппии, проводившихся в Анапе экспедицией ИА РАН в 1960-1999 годах.

Среди всей коллекции особенно своей пестротой цветов привлекает внимание посетителей небольшая чаша, выполненная в сложной мозаичной технике «миллефиори». Её обнаружили при раскопках в 1979 г. в одном из захоронений на некрополе Горгиппии. За долгое время, проведенное в земле, чаша распалась на множество составных фрагментов, на её поверхности образовалась сильная коррозия и черная патина. Перед тем, как предстать перед посетителями музея, она прошла сложный процесс художественной реставрации.

«Миллефиори» в переводе с итальянского – «тысяча цветов», и в действительности поверхность готового изделия в этой технике напоминает цветочный луг. Это название мозаичное стекло получило благодаря венецианским стеклоделам, которые в XV в. освоили, а позже и усовершенствовали процесс его изготовления.

Сейчас «миллефиори» ассоциируется именно с Венецией, являясь одной из самых популярных разновидностей муранского стекла. Но сама техника изготовления мозаичного стекла появилась гораздо раньше – в Древнем Египте еще во II тысячелетии до н.э. Во II веке до н.э. эта технология применялась в эллинистической Александрии и Сирии; позднее, в I веке до н.э., она была заимствована греками и римлянами.

Античное название мозаичного стекла – «муррина». Изначально этим словом называли один из минералов, добываемый в Парфии. Название минерала, возможно, возникло от слова «murra» – бальзамического сока дерева мирры, которым пропитывали этот минерал для прочности при обработке шлифованием и резанием. Упоминания об этом встречаются в текстах Проперция и Светония. Плиний Старший также пишет о дорогих «мурриновых сосудах и чашах», которые «посылает Восток». Как считают исследователи, речь идёт о сосудах из сардоникса, плавикового шпата (флюорита) или агата. Мозаичное стекло «муррина» подражало структуре и природным узорам этих полудрагоценных камней.

Процесс изготовления мозаичного стекла был довольно трудоемким и сложным, но все это вознаграждалось высокой стоимостью, виртуозностью узоров и необычайной красотой изделия.

Из стержней стекла разных цветов собирался пучок, дающий задуманный узор в поперечном сечении. Полученный пучок стержней сваривался до состояния монолитной заготовки. Далее её разогревали и растягивали. При растяжении узор уменьшался до нужных размеров, сохраняя при этом расположение своих элементов. Получившийся длинный стержень рассекали на множество пластинок, которые укладывались в специальную форму; промежутки между ними заполнялись толченым стеклом, образующим впоследствии основной цвет изделия. Перед использованием формы ее подогревали, чтобы стекло не растекалось. При разогреве стекло заполняло форму. Температура спекания орнамента составляла около 600 – 700 °С. Изготовленный сосуд, не извлекая из формы, медленно остужали, зарывая в горячий песок очага.

Мозаичная чаша из Горгиппии спаяна из мелких (0,5-1 см) кусочков стекла неправильной пятиугольной формы. Для её изготовления использовали отрезки трех стержней. Полученный узор состоит из стекла лилового, зеленого, желтого и белого цвета.

Подобные чаши в мозаичной технике выпускались в I в. до н.э. – I в. н.э. мастерскими Александрии, Сидона, Тира, Рима и Галии.

Чаша «миллифиори» из коллекции музея была привезена на Боспор торговым путем из южных или западных центров античного мира и впоследствии попала в погребальный инвентарь зажиточного горгиппийца.

 Евсюков С.В. научный сотрудник отдела археологии. 
Показать комментарииЗакрыть комментарии

Оставить комментарий