20 мая 2021 года в Анапском археологическом музее состоялась научно-практическая конференция «Полководцы Победы», посвященная 76-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и 800-летию со дня рождения русского полководца Александра Невского.

В мероприятии приняли участие студенты анапских высших и средних учебных заведений Анапы, курсанты Института береговой охраны, сотрудники Анапского археологического музея. Темы представленных работ касались жизни советского народа в тылу в годы Великой Отечественной войны, истории ордена Александра Невского, боевой деятельности моряков-пограничников в защите Заполярья и героев войны (контр-адмирал Е.С. Колчин, Герой Советского союза П.Е. Кочерга, Герой Советского союза П.И. Державин, майор Г.П. Майсак и др.)

Представляем вашему вниманию тезисы доклада Колесниченко Р.

*в авторской редакции.


В 2021 году наша страна отметила 76-летие Победы над фашистской Германией. Великая Отечественная война – особая страница в истории морчастей и соединений пограничных войск. Находясь в составе ВМФ, они на своих плечах вынесли всю тяжесть борьбы с коварным и жестоким врагом, приумножив славные боевые традиции стражей морских рубежей Отчизны.

Россия – Арктическая держава. Арктика обладает уникальными геополитическими характеристиками в силу своего расположения и особенностей климата, здесь находятся важнейшие транспортные узлы запасы природных ресурсов, а также огромные неосвоенные территории с реальным потенциалом.

Важность Арктики руководство Третьего Рейха понимало очень хорошо, поэтому военные действия на наших северных территориях начались буквально с первого дня. На протяжении всей войны Арктика оставалась зоной пристального внимания Германии, но большинство планов и операций по ее захвату не были воплощены.

С началом войны Черное и Балтийское море не могли использоваться для морских сообщений с другими странами, поэтому значение Архангельска и Мурманска как портов, через которые можно было поддерживать связь с другими странами, резко возросло.

Перед Северным флотом, командование которым осуществлял контр-адмирал А.Г. Головко, стояли задачи: содействие 14-й армии в оборонительных операциях; пресечение морских перевозок противника; защита советских морских коммуникаций; охрана военно-морских баз.

В составе флота находилось 8 эсминцев, 15 подводных лодок, 2 тральщика, 7 сторожевых кораблей, 15 катеров-охотников, 1 минный заградитель и 116 самолетов.

По разработанному ранее мобилизационному плану, в порту Иоканьга на основе 1-го Северного отряда пограничных судов (СОПС), которым командовал капитан 2 ранга А.И. Дианов, разворачивалась военно-морская база 2-го разряда. 1-й Северный отряд пограничных судов состоял из дивизиона сторожевых кораблей – 5 единиц, дивизиона катеров МО – 6 единиц, служебно-вспомогательных судов и катеров – 12 единиц. Позже в ряды отряда влились два бывших рыболовных траулера «Айсберг» и «Бриз», которые были переклассифицированы в сторожевые корабли и доукомплектованы моряками-пограничниками.

24 июня 1941 года пограничные корабли 1-го СОПС были перебазированы в Иоканьгу, где помимо них находились еще две подводные лодки, дивизион 116 тральщиков и другие суда, которые обеспечивали охрану внутренних морских сообщений.

Северному флоту противостояла хорошо вооруженная немецкая группировка, состоявшая из 6 эсминцев, 6 подводных лодок, 2 минных заградителей, 35 сторожевых кораблей, 1 артиллерийского судна и большого количества морской авиации. Весной 1942 немцы увеличили численный состав своих сил: к ним добавились линкоры «Адмирал Тирпиц», «Адмирал Хиппер», «Лютцов», тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», 4 легких крейсера, 12 эсминцев, 20 подводных лодок и 30 самолетов – торпедоносцев.

В июне 1941 года в состав Северного флота был передан 4-й Архангельский пограничный отряд. Корабли этого дивизиона обеспечивали несение дозорной и брандвахтенной службы в Двинском заливе, у островов Мудьюг и Муровой, охраняли устья Северной Двины, осуществляли проводку конвоев в базу, уничтожение вражеских подводных лодок. Впоследствии многие моряки-пограничники бывшего дивизиона судов Архангельского пограничного отряда за героизм и мужество, проявленные во время ВОВ, были награждены медалями и орденами. Многие из них – посмертно.

Каждая миля в открытом море таила в себе много опасностей для морских частей погранвойск: на фарватере находилось много немецких мин и в любой момент конвой мог пересечься с вражескими кораблями, кроме этого постоянно возникали навигационные неприятности. Радиомаяки работали непостоянно, по определенному расписанию. При определении курса корабля эффективную помощь оказывали только закамуфлированные под цвет береговых скал 117 навигационных знаков. Почти вслепую, рискуя кораблями и собственной жизнью, моряки-пограничники несли службу в северных водах в годы Великой Отечественной войны. Немецкий флот также был лишен необходимых ориентиров, и это существенно сказывалось на характере его боевых действий.

До 26 июня 1941 года военно-морские силы противника активности не проявляли, наблюдалась только деятельность авиации. 26 июня началось наступление на Мурманск.

Благодаря героическим усилиям наших войск немецким захватчикам не удалось сразу захватить Мурманск. К концу сентября 1941 года после длительных боев ситуация стала более стабильной. Линия фронта, проходившая на севере по хребту Муста-Тунтури, а на востоке – по реке Западная Лица, не изменялась до 1944 года.

Помимо защиты морских коммуникаций и конвоирования судов моряки-пограничники выполняли важные функции по высадке тактического десанта. Например, 7 июля 1941 года силами двух СКР, трех катеров типа «МО» и четырех мотоботов была произведена высадка десанта, сформированного из моряков-пограничников 1-го СОПС в количестве 529 человек на западный берег губы Западная Лица. Это вызвало количественный перевес наших войск.

Немецкое командование на этом направлении не могло обеспечить войсковое преимущество, поэтому сняло с фронта полк и перебросило его в район действия войск. Это обстоятельство оказало решающее значение при контрударе наших сил. Противник оказался отброшен на левый берег Западной Лицы.

Моряки-пограничники во время Великой Отечественной войны осуществляли не только перевозку личного состава и грузов, но и обеспечивали охранение караванов судов при переходах.

6 июня 1942 года караван транспортов выдвинулся из Архангельска. В составе кораблей охранения находился пограничный сторожевой корабль «Сапфир».

Переход каравана проходил при неблагоприятных погодных условиях и во время тяжелой ледовой обстановки. Только утром 17 июня 1942 года корабли прибыли к маяку Городецкий. В это время экипаж сторожевого корабля заметил немецкий самолет, который на безопасном расстоянии пролетел мимо каравана и скрылся. Зная тактические ходы противника, моряки-пограничники подготовились к обороне. Вскоре показались двадцать три немецких пикировщика и начали атаку каравана. Корабли эскорта мгновенно открыли огонь по немецким самолетам, два фашистских пикировщика получили повреждения и были вынуждены покинуть место боя. Остальные вражеские самолеты хаотично совершили бомбометание и от дальнейшего боя уклонились.

Через месяц пограничному кораблю «Сапфир» была поставлена новая боевая задача – найти и доставить в базу советский теплоход «Донбасс», которому удалось уцелеть при разгроме каравана PQ-17. До места предполагаемого нахождения судна необходимо было пройти 350 миль. Вскоре на горизонте появились восемнадцать немецких самолетов. Бой продлился 1 час 15 минут. За это время на СКР-30 было сброшено 72 бомбы. Экипаж «Сапфира» мужественно оборонялся, умело маневрируя, уклоняясь от прямых попаданий и отстреливаясь. К концу боя СКР-30 получил значительные повреждения: произошел перелом корпуса в районе 53-го и 54-го шпангоутов, вышла из строя главная энергетическая установка и некоторые вспомогательные механизмы, компасы и радиоаппаратура. Из-за повреждений «Сапфир» принял на борт более 100 тонн воды, его положение с каждой минутой становилось все более критическим. Аварийные партии под командованием старшего инженера лейтенанта В.Г. Румянцева и главного старшины И.О. Воронкова заделали пробоины и запустили главные двигатели. Только самоотверженность, организованность, высокий уровень подготовки экипажа спасли корабль. Пограничный сторожевой корабль самостоятельно добрался до Канинского берега, где ему оказали техническую помощь.

С самого начала Великой Отечественной войны немецкие подводные лодки использовали определенную тактику ухода от наших кораблей и катеров, которая предусматривала: выключение почти всех механизмов и погружение на грунт, если позволяла глубина данного водного района; периодическое включение электромоторов и отход на малых ходах, особенно во время движения катера-охотника; переход на ручное управление рулями и перископом; поиск и приближение к берегу или банкам, где выше уровень помех. Шум, производимый подводной лодкой, маскировался.

Однако маневры не всегда позволяли противнику избежать атаки пограничных кораблей и катеров. 14 июля 1941 года сторожевые пограничные корабли «Бриллиант» и «Жемчуг» получили боевую задачу по сопровождению транспортов из Архангельска к Кольскому полуострову. Во время перехода произошло нападение на караван. Первым врага заметил экипаж «Жемчуга», о чем мгновенно передал по радиостанции. Командование немецкой субмарины рассчитывало потопить советские корабли прямой торпедной атакой, но, вовремя обнаружив врага, наши транспорты прикрылись кораблями охранения. Немецкой подводной лодке пришлось уйти на глубину. Но «Жемчуг» и «Бриллиант» начали атаку. Взрывы глубинных бомб вызвали детонацию торпед подлодки, которая вынуждена была отойти.

18 июля 1941 года сторожевой пограничный корабль «Бриллиант» осуществлял огневую поддержку частей, оборонявших полуостров Средний. Во время этой боевой операции экипажем СКР «Бриллиант» было уничтожено большое количество живой силы и техники противника. Как следствие – срыв атаки егерей 19-го немецкого горно-стрелкового корпуса. Сразу после этого сторожевой корабль был атакован 20 вражескими самолетами. Моряки-пограничники сбили один самолет и благополучно добрались до базы. На борту СКР «Бриллиант» во время этой операции прошли боевое крещение 8 курсантов Высшего военно-морского Краснознаменного училища ордена Ленина им. М.В. Фрунзе, которые прибыли на стажировку.

11 августа 1941 года во время дозора в одном из самых неблагоприятных участков, на линии мыс Канин Нос – мыс Святой Нос, вражеской субмариной был потоплен СКР-27 «Жемчуг». Погиб весь экипаж СКР (командир – старший лейтенант П.Д. Долгов, военный комиссар И.И. Щербина).

15 августа 1941 года для обеспечения более качественного уровня организации управления силами, которые отвечали за защиту внутренних и внешних морских сообщений, в том числе и за обеспечение союзных конвоев, следовавших в порты Белого моря, из Иоканьгской и Беломорской военно-морских баз была сформирована Беломорская военная флотилия с главной базой в Архангельске. Подчинявшийся Беломорской Военно-морской базе (ВМБ) дивизион катеров 4-го погранотряда (17 единиц) был переформирован в 5-й дивизион сторожевых катеров Охраны водного района Главной базы флотилии. Иоканьгской ВМБ задача по охранению союзных конвоев в Баренцевом море не ставилась, но в исключительных случаях пограничным кораблям приходилось принимать участие и в этих операциях.

25 ноября 1941 года произошел первый таран надводным кораблем вражеской подводной лодки на Северном флоте. Находясь в дозоре, экипаж пограничного сторожевого корабля «Бриз» под командованием лейтенанта В.А. Киреева заметил немецкую подводную лодку, которая находилась в надводном положении. По ней был открыт огонь. Командир «Бриза» принял решение идти на таран, чтобы вражеская субмарина не ушла на глубину. На скорости 10 узлов «Бриз» пробил борт подводной лодки, которая стала погружаться в воду с явными механическими повреждениями корпуса. Атаку завершила партия глубинных бомб, сброшенная на месте погружения немецкой подлодки. Экипаж был награжден орденами и медалями.

В ночь на 1 апреля 1942 года экипаж пограничного сторожевого корабля «Рубин» под командованием капитана 3 ранга А.В. Жукова при сопровождении транспорта «Леонид Красин» из Мурманска в Иоканьгу обнаружил и оказал помощь дрейфовавшим на спасательной шлюпке 14 американским морякам. Их корабль был потоплен немецкими ВМС.

С 1942 года важную роль стали играть арктические конвои, которые помогали осуществлять доставку военных грузов с Дальнего Востока Северным морским путем. Для обеспечения безопасности этих конвоев приказом Наркома ВМФ от 18 августа 1942 года в губе Белушья на о. Новая Земля была сформирована Новоземельская ВМБ, которая входила в состав Беломорской военной флотилии. Командиром базы был назначен капитан 1 ранга А.И. Дианов. Пограничные корабли бывшего 1-го СОПС всегда привлекались к охранению арктических конвоев, сначала встречая их на выходе из Карского моря, а затем и в самом Карском море.

Во время осуществления охранения пограничные корабли периодически подвергались атакам противника. В первой половине мая 1942 года пограничные корабли «Бриз», «Бриллиант», «Рубин» и «Айсберг» совместно с эскадренными миноносцами Северного флота в районе мыса Нордкап приняли под охрану конвой «PQ-16». Во время следования в Архангельск конвой подвергся атаке 45 вражеских самолетов. Пограничные корабли охранения приняли удар на себя. Конвой «PQ-16» благополучно и без потерь добрался до места назначения.

Вражеская авиация наносила удары по пунктам базирования. 12 мая 1942 года, находясь на якоре Иоканьского рейда, «Бриллиант» был атакован тремя «Юнкерсами», которые неожиданно появились над ним. Экипаж героически отражал вражеские атаки и пытался маневрировать, но осколки сильно посекли корпус корабля. Моряки-пограничники отчаянно боролись с огнем и водой, поступавшей через пробоины. Откачивать воду было нечем, поэтому «Бриллиант» начал погружаться в воду. Экипаж вынужден был покинуть корабль. За отвагу и мужество в этом сражении моряки-пограничники были удостоены правительственных наград. Такие пограничники как старший лейтенант А.С. Добрик, лейтенант С.К. Гаврилов, старшина 1-й статьи О.Р. Волков, краснофлотцы Е.К. Гальцов, И.С. Кочнев увековечили свои имена в героической истории морских частей пограничных войск. Через четыре месяца «Бриллиант» был поднят с морского дна. Более 800 пробоин находилось только на левом его борту. Корабль был отправлен в Архангельск для поставки на ремонт и подготовки к новым боям.

23 сентября 1944 года, находясь в боевом охранении каравана, в состав которого входили: «Революционер», «Комсомольск», «Буденный», «Кингисепп» и ледокол «Северный ветер», экипаж СКР «Бриллиант» ценой собственной жизни спас от вражеской торпеды «Революционер». Хотя, благодаря своим тактико-техническим характеристикам маневренный СКР имел все шансы увернуться от удара, но командир «Бриллианта» принял единственно верное решение и прикрыл «Революционер» бортом собственного корабля.

Боевая деятельность моряков-пограничников северных морских коммуникаций и Заполярья продолжалась до 1944 года. За это время 7 бывших пограничных кораблей и катеров («Айсберг», «Бриллиант», «Бриз», «Сапфир», «Рубин», ПК-251 и ПК-252) находились на выполнении боевых заданий 4163 суток, ими пройдено 201503 мили и отконвоировано 1443 советских и иностранных транспорта.

Приказом начальника войск Северо-Западного пограничного округа и командующего Северным флотом от 27 июня 1966 года «Для отдания воинских почестей героизму, мужеству и самоотверженности моряков-пограничников» установлены координаты боевой славы в местах гибели ПСКР «Бриллиант» и ПСКР «Жемчуг».

22 января 1944 года звания Героя Советского Союза были удостоены два моряка-пограничника, которые проходили службу в 1-м Северном отряде пограничных судов. Это командир бронекатера Азовской военной флотилии гвардии старший лейтенант В.Н. Денисов (посмертно) и командир катерного тральщика Азовской военной флотилии мичман В.В. Поляков. Орденом Ленина были награждены два моряка-пограничника, орденом Красного Знамени – 37 человек, орденом Красной Звезды – 61, медаль «За отвагу» получили 227 моряков 125 пограничников, «За боевые заслуги» – 314, Нахимова – 43, Ушакова – 56, «За оборону Советского Заполярья» – 475 человек.

Показать комментарииЗакрыть комментарии

Оставить комментарий