1 сентября в День знаний нам хотелось бы рассказать об интереснейшем артефакте в экспозиции Анапского археологического музея “Античный город Горгиппия”. Наряду с официальными эпиграфическими источниками – письменными документами – он не менее наглядно демонстрирует то, что среди свободного населения античного города широко использовалась письменность. Это самая настоящая записка с горгиппийских наделов – редкий документ, ставший примером личной деловой переписки жителей античной Горгиппии.

В 1991 г. при раскопках Горгиппии в районе санатория “Анапа-Океан” был обнаружен амфорный черепок с многострочным граффито. На черепке достаточно глубоко крупным каллиграфическим шрифтом процарапано семь строк греческой надписи, которую исследователи относят к первой половине правления боспорского царя Перисада I, т.е. к середине – третьей четверти IV в. до н.э. Хоть и автором записки был допущен ряд ошибок, ученым удалось реконструировать следующий текст:

Аполлон(ид — сыну ?)

Садовничий пелекос

дай этому мальчику.

Когда садовник пришел

помочь по хозяйству,

созрели такие культуры:

виноградные грозди и овощи.

Семантический выбор лексики в этой записке помог исследователям, прежде всего, установить время года, когда она была сочинена: это, без сомнения, позднее лето или ранняя осень — сезоны поспевания винограда и овощей, время уборки урожая этих культур. Из поздних рескриптов царя Аспурга I в. н.э. известно, что в районе Горгиппии выращивались многочисленные сельскохозяйственные растения, в том числе, виноград.

В записке не только перечисляются аграрные культуры, но и упомянут “садовник”. Использование этого слова проливает определенный свет на социально-экономическую организацию сельского хозяйства Боспора в IV в. до н.э., где хоть и вовсе не исключалось применение рабского труда, однако резоннее говорить о применении труда наемных работников, поденщиков, а не невольников. Кроме того, период греческой навигации включал в себя и страдную пору, когда древний земледелец испытывал особую нужду в наемной рабочей силе для своевременной уборки урожая.

Как отмечает Ю.Г. Виноградов, “из контекста послания прямо следует, что приглашенный хозяином горгиппийского надела Аполлонидом(?) садовник, был ангажирован им для помощи по хозяйству в горячую страдную пору, без всякого сомнения, за известное вознаграждение (деньгами и/или натуралиями), но был волен проявлять известную инициативу в выборе тех культур, которые требовали скорейшего снятия урожая, и был вправе потребовать от хозяина обеспечить его соответствующим роду его занятий инструментом. К сожалению, крайняя лаконичность контекста не позволяет однозначно установить социальный статус того мальчика, который был отправлен с посланием в Горгиппию: был ли он рабом или простым слугой”.

Таким образом, короткое сообщение с горгиппийских полей, нацарапанное на черепке, свидетельствует о том, что большинство свободного населения Горгиппии IV в. до н.э. было грамотным, вполне способным пользоваться письменностью для решения повседневных бытовых задач.

Показать комментарииЗакрыть комментарии

Оставить комментарий