Каждый музейный экспонат выбирает свой собственный путь в музей. Скульптура «В.И. Ленин в плаще» прибыла к нам в посылке из Москвы. В один из летних сезонов в Анапу прибыла на отдых семья Маргариты Ивановой. Вместе с внуком они пришли в музей и долго ходили по экспозиции с «витринами» советских магазинов. Маргарита что-то рассказывала ему, показывая на школьную форму советского образца и другие предметы быта ушедшей эпохи, а потом завязалась беседа с сотрудниками музея, в конце которой она спросила, а можно ли ей переслать нам в дар кое-что из семейных раритетов. Через пару месяцев мы получили несколько посылок, в которых были тщательно упакованы фарфоровые статуэтки, детские книги, подшивка журнала «Мурзилка», который обожали все советские детишки, и мелкопластичная скульптура из металла «В.И. Ленин в плаще». Автор – скульптор В.И. Сычев, литье, силумин, размер 36/15,5/ 11 см, вес – 1 кг 880 г.

На первый взгляд было ясно, что экспонат не относится к числу растиражированных образцов монументальной пропаганды. Детальное изучение предмета это подтвердило. Изготовлен он был на одном известном предприятии страны – Ленинградском заводе «Монументскульптура» в 1958 году.

История предприятия характерна для многих первых советских производств. До революции существовала литейная мастерская, входившая в состав Академии художеств. В ней под присмотром опытных мастеров проходили обучение будущие профессиональные ремесленники и выдающиеся скульпторы. Их руками были созданы бронзовые фрагменты Казанского собора, памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, установленные перед ним, памятник Минину и Пожарскому в Москве, конная статуя НиколаяI на Исаакиевской площади и прочие известные всем шедевры.

В 1921 году в Ленинграде на базе этой литейни появилась мастерская при Губполитпросвете (губернский политико-просветительский отдел) для отлива бронзовых скульптур в рамках советской пропаганды. После принятия в 1924 году на Втором Всероссийском съезде Советов «Постановления об увековечивании памяти В.И. Ленина» возник огромный спрос на его изображения. Первоначально они стали основной продукцией мастерской. Благодаря высокому уровню исполнения авторских работ идеологический аспект уравновешивался художественной стороной. Значительный профессионализм объяснялся тем, что в 1920 – 1930 годы здесь трудились мастера старшего поколения – хранители традиций русского художественного литья (В.В. Лишев, М.Г. Манизер, И.Я. Гинцбург).

Мастерская активно поддерживалась городскими властями и со временем выросла в крупнейшее отечественное предприятие. В 30 гг. ХХ века литейная мастерская называлась мастерской художественного литья Комбината наглядной агитации и пропаганды (КНАП). В 1939 году предприятие получило статус завода бронзового и чугунного литья «Монументскульптура».

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. более половины работников сражались на фронтах. Завод выполнял военные заказы. В годы блокады на заводе были отлиты десятки тысяч деталей для миноискателей и радиоаппаратуры, изготавливались корпуса противотанковых гранат и мин.

После войны рабочие «Монументскульптуры» реставрировали, восстанавливали и заново создавали разрушенные скульптурные композиции (Воин-освободитель в Трептов-парке в Берлине, «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петродворце, «Родина-мать» на Пискарёвском кладбище, 37 скульптур для Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, памятник М.В. Ломоносову, Ф.Э. Дзержинскому, В.В. Маяковскому и пр.).

В 1955 году на заводе открылся цех по производству скульптуры малых форм, которая составила треть всей продукции предприятия. Несомненно, «Монументскульптура» стала самым крупным в советский период литейным предприятием, в истории которого прослеживается преемственность лучших традиций русского художественного литья из бронзы.

Автором нашего экспоната стал известный российский скульптор Владимир Сычев (1917-1995). Владимир Исаакович родился на Украине, в 1940 году окончил Одесское художественное училище, затем Академию художеств в Ленинграде, в годы войны принимал участие в оборонных работах и был бойцом Московского военного округа. В 1947 году преподавал в архитектурно-художественном училище и Ленинградском художественном училище имени В.А. Серова. Член Союза художников СССР с 1948 года. В 50 гг. ХХ века, занимаясь мелкой пластической работой, сотрудничал с Ленинградским фарфоровым заводом. Его модели создали знаменитую серию фарфоровых балерин. Кстати, фигурки тогда были очень популярны и украшали шкафы большинства советских квартир.

Скульптор В. Сычев

В 1960-1980 гг. Владимир Сычев работал в области монументальной скульптуры. За несколько десятилетий он создал более 300 работ из бронзы, гранита и мрамора. Наиболее известны горельефы и барельефы на станциях метро «Фрунзенская», «Нарвская» и «Площадь Восстания», памятник С.М. Кирову на заводе «Электросила», бюст Ленина в Таврическом дворце и пр. Мемориальные ансамбли, композиции, памятники, созданные Владимиром Сычевым, украшают многие города бывшего СССР. Умер Владимир Исаакович Сычев в 1995 году.

Мастерская скульптора В. Сычева

В результате, благодаря скульптуре «Ленин в плаще» мы узнали много интересных моментов: место создания (известное российское предприятие с большой историей), автора (далеко не рядовой скульптор, создавший знаковые объекты страны с высокой долей профессионализма) и время – 1958 год.

Производство мелкой пластики на заводе освоили в 1955 году. «Наш Ленин» изготовлен в числе первых и запущен в серийное производство. Находим информацию, что единичные образцы «Ленина в плаще» изготавливались из бронзы, покрывались позолотой и весили до 8 кг (подобные экземпляры иногда встречаются на просторах интернета на сайтах коллекционеров). «Наш Ленин» намного легче и изготовлен из силумина – сплава алюминия с кремнием, иногда с добавлением лития и натрия. Подобные сплавы обладают наилучшими литейными свойствами: прочностью и износоустойчивостью, устойчивы к коррозии во влажной атмосфере, морской воде, слабокислой и щелочной среде. Применяются для литья деталей в авто-, мото-, авиастроении и в скульптурной технике. Благодаря данным характеристикам скульптура, несмотря на свой 63 –летний возраст, сохранила прекрасный экспозиционный вид, а фонды музея пополнились очередным уникальным экспонатом.

Э.Г. Плиева.

Показать комментарииЗакрыть комментарии

Оставить комментарий

Skip to content