Гуженко Е.А.

В авторской редакции.

Преддверие Великой Отечественной войны характеризовалось обострением оперативной обстановки не только на сухопутных, но и на морских участках Государственной границы СССР.

Cтражами морских рубежей Отечества фиксировалась активность военно-морских сил Германии и ее союзников по переброске войск в Финляндию и Норвегию, отмечались сосредоточение сил флотов в военно-морских базах в непосредственной близости от СССР, массовая заброска агентуры на советскую территорию, в том числе с использованием плавсредств, нарушения границы боевыми кораблями и катерами, гражданскими судами с провокационными и разведывательными целями.

Из года в год увеличивается количество задержанных нарушителей государственной границы: в 1937 году задержано 13.801 человек, в 1939 году задержано 145.163 человек, в 1940 году задержано 227.831 человек. Увеличивается число безнаказанных прорывов нарушителей, так в 1939 году зафиксировано 1.150 безнаказанных прорывов нарушителей, в 1940 году 3.590 безнаказанных прорывов нарушителей.

На рассвете 22 июня 1941 года Германия, нарушив пакт о ненападении, всей военной мощью обрушилась на Советский Союз.

На основании постановления Совета народных комиссаров CCCP от 11 октября 1939 года морские части пограничных войск переданы в подчинение военно-морскому флоту. Северному флоту переданы один отряд пограничных судов, дивизион пограничных судов и судоремонтная мастерская. Балтийскому флоту переданы два отряд пограничных судов, отдельный дивизион катеров отряда береговой охраны полуострова Ханко. Черноморскому флоту переданы три отряд пограничных судов, два дивизиона 32-го Новороссийского морского пограничного отряда, учебный отряд по подготовке морских специалистов и 1-я морская пограничная школа.

Более 10.000 моряков-пограничников пополнили ряды Военно- морского флота СССР. Находясь в составе ВМФ, они на своих плечах вынесли всю тяжесть борьбы с коварным и жестоким врагом, легендарные подвиги моряков-пограничников навсегда останутся в истории войск, являя собой пример служения Отечеству всем последующим поколениям воинов границы.

Одним из таких легендарных героев является Сипягин Николай Иванович. Родился Николай Иванович 6 июля 1911 года в Ставрополе, в многодетной семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду Сипягиных. Сипягины дали России множество военных и государственных деятелей. Отец Николай Ивановича, служил офицером в Русской императорской армии, погиб во время Гражданской войны в сентябре 1918 года. Мать работала учительницей начальных классов.

Учился Николай в семилетней школе при Ставропольском педагогическом техникуме, в который был зачислен по окончании. Тяга к морю превысила в Николае любовь к педагогике, и в 1929 году он отправился во Владивосток, где поступил в морской техникум. Окончив в 1933 году техникум, Сипягин устроился помощником капитана грузового судна «Шахтёр», а с 1937 года – штурманом и старшим помощником капитана теплохода «Абхазия» на Чёрном море. За время работы в гражданском флоте получил опыт дальних походов, досконально изучил береговую линию и особенности навигации по Чёрному морю.

В преддверии предстоящей войны Николай Иванович был рекомендован к переводу на военную службу и в 1939 году направлен в состав морских частей пограничных войск НКВД СССР.

Окончив курсы усовершенствования командного состава морских частей погранвойск в Ленинграде, он был назначен помощником командира сторожевого катера 26-го морского пограничного отряда Черноморского пограничного округа в Одессе.

Великую Отечественную войну лейтенант Сипягин встретил командиром сторожевого катера. В июле 1941 года его отряд вошёл в подчинение командования Черноморского флота. С августа по октябрь 1941 года Сипягин командовал тральщиком «Каховка», выведенным в октябре в Новороссийск и переданным дивизиону сторожевых катеров охраны водного района Новороссийской военно-морской базы. В сентябре 1942 года возглавил 4-й дивизион сторожевых катеров.

В ночь на 4 февраля 1943 года 4-й дивизион сторожевых катеров высадил десант на необорудованный берег Цемесской бухты в Станичку, в место, названное впоследствии «Малой землёй».

Произведя высадку первого эшелона, катера дивизиона устремились к Кабардинке за десантниками второго эшелона. Пересекать бухту становилось трудно – оживший противник усилил артобстрел всей акватории, крепчал ветер, да и многие катера имели повреждения. Однако катерники совершили ещё два рейса в Станичку, в итоге к утру было десантировано на «Малую землю» 870 бойцов.

При высадке десанта дивизион Сипягина потерял всего один катер, выживший экипаж которого пополнил состав десанта. В течение 225 дней, пока держался плацдарм на Малой земле, катерники Сипягина беспрерывно снабжали его под огнём противника. За успешное проведение десантной операции Сипягину Николаю Ивановичу вручен его первый орден Красного Знамени и присвоено воинское звание капитан-лейтенант.

Осенью 1943 года советским командованием была спланирована Новороссийская операция, целью которой было освобождение Новороссийска. Город решили штурмовать с трёх направлений: от линии фронта у цементного завода (вдоль восточного берега бухты), с плацдарма на Малой земле и высадкой крупного десанта в порт Новороссийска. Доставить этот десант должны были катерники Сипягина.

В ночь на 10 сентября 1943 года корабли десанта вышли из Геленджика. Враг, чтобы не пропустить десант в Новороссийск, построил на западном и восточном молах Новороссийского порта сильные огневые точки из миномётов и пулеметов, перекрывающие огнём подходы с моря, надеясь таким образом обезопасить порт. Под сильным огнём противника катерники Сипягина прорвали линию боковых ворот и высадили в порту 304 морских пехотинца с боевой техникой и боезапасом.

Противник яростно сопротивлялся, бои продолжались до 16 сентября. Всё это время катера Сипягина бесперебойно обеспечивали десант в Новороссийском порту. 16 сентября города Новороссийск освобожден от немецких захватчиков.

За образцовое выполнение боевых заданий Н.И. Сипягину вручен орден Красного Знамени и присвоено звание капитана 3-го ранга.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года Сипягину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза, а его 4-й дивизион получил орден Красного Знамени и почётное наименование «Новороссийский».

Война продолжалась. Следующей важной операцией с участием дивизиона катеров Сипягина была высадка десанта в Крыму (Керченско-Эльтигенская десантная операция).

Капитан 3-го ранга Сипягин действовал на самом опасном участке высадки десанта. Погиб Николай Иванович 1 ноября 1943 года на второй день Керченско-Эльтигенской десантной операции, которая закончилась 11 декабря 1943 года. По предложению командования Черноморского флота Сипягин был похоронен с воинскими почестями в Новороссийске.

Герой Советского Союза Николай Иванович Сипягин также награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени посмертно, медалью «За оборону Одессы».

В центре города-героя Новороссийска на площади Героев на могиле легендарного воина установлен памятник, в городе-герое Керчи Н.И. Сипягину установлен памятник. Имя Героя начертано на Доске памяти в Музее Черноморского флота в Севастополе. Именем Николая Ивановича названы посёлок в Керчи, улицы в городах: Новороссийск, Ставрополь, Владивосток, Геленджик, Керчь. Имя героя носят патрульный корабль ВМФ России, пограничный сторожевой корабль береговой охраны Владивостока, океанский танкер Новороссийского морского торгового порта.

Один из серии российских патрульных кораблей (корветов) 3-го ранга с управляемым ракетным вооружением ближней и дальней морской зоны также носит имя героя. В 1951 году участник обороны Одессы и Севастополя, драматург Г.Н. Гайдовский написал повесть «Николай Сипягин».

Показать комментарииЗакрыть комментарии

Оставить комментарий

Skip to content