21 августа – День Воздушного флота России. Воздушная гавань Анапы в 1940-1980-е годы

В годы Великой Отечественной войны в Анапе базировался 7-й истребительный авиаполк 62-й истребительной авиабригады Военно-воздушных сил Черноморского флота. Формирование полка началось в сентябре 1941 года в Анапе в районе Высокого берега. В октябре 1941 года полк вступил в боевые действия. В составе имел 19 самолетов (МИГГ, ЯК, ЛАГГ, И-15БИС). Летчики полка совершали по несколько боевых вылетов в день, проводили разведку и прикрывали побережье с воздуха.

В сквере Боевой Славына мемориальных плитах высечены имена лётчиков, погибших в воздушных боях за Родину. В экспозиции «Город воинской славы» в отделе краеведения Анапского археологического музея (ул. Протапова,1) можно увидеть документы, фотографии, фрагменты самолета и личные вещи летчиков, сражавшихся в небе Анапы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В мае 1960 года аэродром Анапа, который располагался в районе Высокого берега, принял самолет АН-2, доставивший первых отдыхающих. С этого времени начался регулярный прием и выпуск воздушных судов по расписанию. Полёты выполнялись в Краснодар, Новороссийск, Геленджик и другие города побережья. Штат насчитывал менее 10 работников, из оборудования – одна радиостанция. Через пять лет было построено здание аэровокзала (ныне городская станция скорой помощи). География полетов расширилась, стали возможны полёты без пересадки в Москву, Керчь, Донецк, Харьков, Сухуми. Из-за возросшего пассажиропотока, связанного с развитием курорта Анапа, в летние месяцы использовался военный аэродром за городом (п. Витязево). В 1969 году на этом месте началось строительство нового аэропорта Витязево.

В апреле 1974 года был выполнен первый регулярный пассажирский рейс в новый аэропорт Витязево, построен новый современный аэровокзал с автоматической аппаратурой, с пультами-манипуляторами для автоматической продажи билетов. Анапский аэропорт имел самые современные средства самолетовождения и управления воздушным движением, обладающей высокой пропускной способностью, гостиницу, административный корпус, столовую и общежитие.

В июне 1976 года состоялось торжественное открытие Анапского аэропорта, который принимал самые современные лайнеры (ТУ-154, ТУ-134, ИЛ-76 и пр.). В новом аэровокзале ежедневно обслуживали около 70 рейсов, прибывающих из 50 городов, воздушная гавань была связана с 12 столицами союзных республик Советского союза.

Сегодня международный аэропорт Анапа (Витязево) 1-го класса – аэропорт федерального значения. Является аэродромом совместного базирования (используется и авиацией Минобороны РФ). Регулярно входит в «Список наиболее загруженных аэропортов России». В 2015 году удостоен звания лучшего регионального аэропорта России с пассажиропотоком до 2 миллионов человек в год. Новый терминал занимает площадь 11,8 тысячи квадратных метров, его пропускная способность – 600 пассажиров в час. В коллективе работают специалисты высокого класса.

Поздравляем с профессиональным праздником лётчиков, сотрудников инженерно-технического и диспетчерского состава, бортпроводников, работников авиационной инфраструктуры России и всех, кто связан с Воздушным Флотом России!