Что такое «гидравлос» и как играть на тимпане?
В июле прошлого года мир археологии потрясла уникальная находка. Во время исследования античного некрополя Волна 1, расположенного в Темрюкском районе Краснодарского края, археологи Сочинской экспедиции ИА РАН обнаружили остатки древнегреческих музыкальных инструментов арфы-тригона и кифары (лиры). Эти находки являются уникальными не только для территории Боспора и Северного Причерноморья, но и для всего греческого мира. До открытия музыкальных инструментов археологами на Тамани научному миру была известна только одна частично сохранившаяся древнегреческая арфа из некрополя Пирея (Афины) и колки от арфы из некрополя города Тарант, расположенного на территории Великой Греции в Южной Италии.
Музыка в Древней Греции считалась одним из важнейших видов искусств. Она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мировой культуры. Греки впервые разделили песнопения по жанрам. Вопросы музыкальной эстетики и этики были разработаны Платоном и Аристотелем. Пифагор разделил звуки на тональности. Что там говорить, само слово «музыка» происходит из греческого языка.
Помимо всем нам знакомой арфы греки использовали большое количество самых различных музыкальных инструментов, из которых можно было составить настоящий оркестр.
Мы решили рассказать вам об античных музыкальных инструментах, названия которых вы наверняка не слышали если, конечно, у вас нет музыкального образования и вы не изучали историю музыки.
Авлос – наиболее распространенный в греческой античности музыкальный инструмент, похожий на свирель. Обычно исполнитель играл одновременно на двух авлосах или двойном авлосе. Последний состоял из двух цилиндрических или слегка конических трубок и насадки с двойным язычком. На верхней стороне инструмента располагались четыре клапана, пятое отверстие находилось снизу. Происхождение авлоса, берущего свое начало с Ближнего Востока, связывали с именем мифического фригийского музыканта и певца Олимпа. В Греции авлос нашел распространение в оргиастической музыке культа Диониса. Авлос обладал острым и резким звуком. Разновидностями авлоса являются мон-авлос (поперечный авлос) и плаги-авлос (продольный авлос). Сольное пение в сопровождении игры на авлосе называлось авлодией, самостоятельная игра на авлосе – авлетикой.
Кифара – один из самых распространенных струнных щипковых музыкальных инструментов античной Греции. Корпус деревянный, плоский, с прямыми или фигурными очертаниями. По бокам имелись две стойки, обычно слегка изогнутые, соединенные наверху перекладинами. К корпусу крепились струны. Число струн кифары постепенно увеличивалось с 4 (8 в. до н.э.) до 7 (7 в. до н.э.) и наконец достигло 10-12 (5 в. до н.э.). Первоначально ее звучание не имело полутонов. Применялась как сольный или аккомпанирующий пению инструмент. На кифаре играли стоя, держа ее перед грудью; при этом левой рукой исполнялась, очевидно, мелодия, а правая, в которой был плектр, делала ритмические удары по струнам. С помощью различных положений пальцев исполнитель мог добиться более высоких звуков. Кифара и лира появились из 4-струнной форминги, инструмента певцов – исполнителей эпоса. Кифара и лира считались инструментами Аполлона в отличие от авлоса – инструмента Диониса.
Сиринга – многоствольная флейта, представляла собой от 5 до 13 скрепленных между собой трубок. История инструмента обязана мифологическому сюжету. Нимфа Сиринга происходила из нонакринских гамадриад и была известна своим целомудрием. Спасаясь от преследовавшего её Пана, Сиринга превратилась в болотный тростник. Из этого тростника Пан изготовил многоствольную флейту, названную сирингой по имени девы. Позднее такая многоствольная флейта получила в органологии название «флейты Пана».
Гидравлос – водяной орган, духовой клавишный инструмент, изобретенный древнегреческим механиком Ктесибием из Александрии (ок. II-I вв. до н.э.). Ктесибий взял за образец сирингу. 20-50 трубок – деревянных, глиняных или металлических – давали органу диапазон в 2-4 октавы. Воздух поступал в них под напором воды и подавался в трубки при помощи клавиатуры. Орган применялся в театре, в цирке, на гладиаторских играх, а также как инструмент для домашнего музицирования. Греческие и латинские описания конструкций органа дополняются сохранившимися изображениями, в том числе на монетах, и данными археологических находок.
Тимпан – напоминал барабан с широким ободом, на который с двух сторон натягивалась кожа (на тамбурин кожа натягивалась только с одной стороны). На тимпане играли обычно женщины во время вакханалий, ударяя по нему правой рукой. Инструмент находился на уровне груди или головы. Держать его можно было либо внизу за раму, либо за ручку, которую делали специально как часть корпуса. Некоторые считают, что положение при игре зависело от того, с одной стороны была натянута кожа или с обеих. Односторонний барабан было удобно поддерживать снизу, цепляясь большим пальцем за раму. Двусторонний взять таким образом и при этом не повлиять на качество звука, было сложно, поэтому на корпусе предусматривали дополнительную ручку.
Кимвал – небольшая бронзовая тарелка, посреди которой прикреплялся ремень для надевания на правую руку. Кимвал ударяли о другой кимвал, надетый на левую руку. В античности кимвалы — принадлежность оргиастических обрядов в культах Диониса и Кибелы. Именно в этом контексте обильны упоминания кимвал в древнегреческих и древнеримских литературных памятниках.