Надгробия

Душа, не имевшая могилы, по понятиям греков, оставалась без пристанища и становилась блуждающей. Она была обречена на вечное скитание в виде привидения или призрака, который нигде не останавливается, нигде не получает необходимых жертвоприношений и пищи. Душа была несчастной и вскоре становилась злобной. Она начинала причинять мучения живым людям, насылая на них болезни, уничтожая их жатвы и пугая их зловещими видениями, чтобы принудить их похоронить ее тело и ее саму. Отсюда произошла вера в привидения. Весь древний мир был убежден, что без погребения душа чувствовала себя несчастной и что похороны доставляли ей вечное блаженство; погребальные церемонии устраивались в древности не для того, чтобы выставить на показ скорбь живых, а с целью дать покой и счастье умершему.

Могила в представлении греков считалась подобием храма где обитает душа покойного. Надгробия служили апотропеем, который предохранял могилу от разрушения и осквернения. В самой идее установки надгробного памятника была заложена героизация умершего, его обожествление. В различных культурах народов мира с древних времен существует традиция помечать место погребения, обозначать его священность, тем самым сохранить покой усопшего.

Надгробные памятники на территории Боспора развивались под влиянием греческих мастеров с включением местных религиозных традиций. Надгробная иконография является одним из ярких показателей смешения культур греческого и местного населения Боспора.

В VI – V в. до н.э. греческие колонисты в Северное Причерноморье принесли с собой традицию надгробных стел в виде плиты с надписью.

В начале IV в. до н.э. на некрополях боспорских городов появляются статусные погребальные сооружения, принадлежавшие элите боспорского общества. Над могилами устанавливаются стелы из дорогого привозного мрамора, изготовленные аттическими мастерскими. Эти надгробия были выполнены в виде высоких, слегка сужающихся кверху плит, имеющих ступенчатый постамент и завершающихся цельно высеченным акротерием с рельефным орнаментом. К этим стелам относится знаменитый акротерий из Фанагории работы афинских мастеров, являющийся шедевром античного искусства.

По всей видимости, в тоже время на Боспоре местные мастера под влиянием греческой надгробной скульптуры начинают производить статуи-полуфигуры и более примитивные, подражающие им антропоморфные надгробия.

В начале III в. до н.э. торговые связи и культурные контакты Боспора с Восточным Средиземноморьем достигли широких масштабов. Этот фактор определил дальнейшее развитие боспорских надгробных памятников под влиянием малоазиатской скульптурной традиции. В это время в Северном Причерноморье появляются мраморные и известняковые надгробия с рельефом героизированного умершего, обрамленного эдикулой с антаблементом и фронтоном. На некоторых рельеф заменялся полихромной росписью, изображением сюжетной сцены, прочерченной красной краской тении или эпитафии.

Во II в. до н.э. появляются многоярусные стелы с рельефными сюжетами из загробной жизни, часто увенчанные фронтоном или акротерием, который был вырезан отдельным блоком и крепился с помощью металлических прутов. Ко II в. н.э. рельефы на таких надгробиях приобретают более схематичный характер.

В коллекции Анапского археологического музея представлены все основные типы надгробий распространенных на Боспоре.

Собрание античных надгробий Анапского археологического музея – одно из крупнейших в России. Эти памятники были обнаружены на территории Анапы и в её окрестностях в разное время случайно или при археологических раскопках. Античные надгробия являются ценным историческим источником при изучении культуры и быта древнегреческого населения в нашем регионе. По рельефным изображениям и надписям, содержащимся на надгробиях, можно судить об этнической и социальной принадлежности людей, о развитии или упадке искусства камнетёсного дела, внедрении обрядов и верований других культур и народов.