День российской почты. Почтовые открытки. Теплый привет из прошлого

Потребность в передаче информации у человечества была всегда. Известно, что еще в каменном веке люди использовали дым от костра и различные звуки для передачи сообщения. В России доставка вестей осуществлялась со времен Киевской Руси и Великого Новгорода (IX век).

К концу XV и началу XVI веков почтовая связь освоила почти всю территорию страны. Почтовые станции назывались «яма», а корреспонденция доставлялась «ямщиками», у которых была специальная форма одежды. В 1516 году для надзора за посыльными-ямщиками и перевозимыми ими государственными бумагами был основан Ямской приказ. Позже прибывающие в Московию иностранцы ввели в разговорную речь слово «почта». В 1711 году в Москве учреждаются первые почтамты.

История праздника берёт своё начало с Указа Петра I о создании первой регулярной почтовой линии в России.

Сегодня почта России – это корпоративная структура, объединяющая почтовые управления всех регионов России, основной деятельностью которой является доставка грузов и корреспонденции. Более 1 миллиарда писем обрабатывается и доставляется адресатам почтальонами России. В течение года осуществляется 44 миллиона переводов денежных средств. Получателям отправляется 12 миллионов посылок. Распространяется 3 миллиарда периодических изданий.

День почты России отмечается во второе воскресенье июля, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.05.1994 № 944 «О Дне российской почты». В 2022 году праздник приходится на 10 июля.

В нашей стране традиция писать письма и открытки всегда была популярна и до революции, и в советское время. В каждой семье стремились отправить послание родным и знакомым, поздравить с праздником и получить ответные известия, ежегодно рассылались сотни различных почтовых сообщений.

В Анапском музее собрана большая коллекция писем, конвертов, почтовых марок, открыток.

Особый интерес представляют дореволюционные открытки. В те годы они именовались «carte postale» – карточка почтовая, открытое письмо (перевод с французского языка). Их использовали в России с конца XIX века. На лицевой стороне обычно было фотоизображение какой-либо памятной достопримечательности, красивого природного уголка или курортной местности. На обороте располагались графы для почтового отправления, текста и место для наклеивания марки. В Анапе самыми известными открытками были почтовые карточки, изготовленные в анапском частном издательстве «Магазин новостей Г. Петрова» и «Издание Г. Петрова».

Невольно испытываешь волнение, читая строки, написанные более ста лет назад: «Шлю привет из Анапы. Открытки из… Темрюка получил благодарю. Здесь я бываю каждый день…т.е. на песках… принимаю солнечные ванны… время провожу весело скучаю по кухне Л. Пишу Вам сидя на скамейке в саду утром. Как съездилось Вам?» Адресат: «Его благородiю Никандру Мазуренко» в станицу Пластуновская Кубанской области, 1912 год».

Часто фотооткрытки раскрашивали в разные цвета, используя сложную технику колоризации, когда цвета наносили вручную на черно-белое фотоизображение, а затем обрабатывали его в фотомастерских – ретушировали. Такие открытки были наиболее популярны от середины XIX до середины XX веков, до изобретения цветной фотопленки.

Очень необычны открытки, выполненные способом цветной литографии. (Литография – изображение выполняется на тонкой металлической пластине. Для его получения используется свет с определенной длиной волн. На пластину наносится тонкий слой материала для формирования рисунка. Далее на него наносят другое вещество, способное менять свои свойства при облучении светом. Затем сквозь специальный шаблон проводится экспонирование. В результате облученные участки изменяют степень своей растворимости кислотой и удаляются в процессе травления. Впоследствии получается цветной оттиск на бумаге).

Одними из интересных экземпляров в музейной коллекции «Филокартия» являются шесть литографий с репродукциями картин известного художника и скульптора Михаила Васильевича Ружейникова, выпускника Строгановского училища, одного из первых педагогов Краснодарского художественного училища. Его картины репродуцировались на советских открытках в 1920-30-е годы: «Канонерская лодка Эльпидифор 415», «Анапа. Маяк», «Анапа. У пристани», «Анапа. Скала Гигант», «Анапа. Лестница у санатория им. Ленина», «Анапа. “Скала черта”».

Старинные почтовые извещения дают представление о некоторых деталях жизни людей предыдущих поколений и об облике города Анапа на рубеже веков и являются своеобразным приветом из прошлого.

 

Рожкова С.В. Научный сотрудник отдела краеведения.