Многонациональный состав населения Анапского района
Анапа – многонациональный регион, где исторически сложились традиции добрососедства.
30-60 гг. XIX века – время заселения Анапы и Анапского района выходцами из российских и украинских губерний, Азовского и Кубанского казачьих войск, анатолийскими греками, чехами, немцами, армянами, татарами. В окрестностях Анапы были учреждены станицы и поселки, получившие название «закубанских поселений». Прибывшими на Кубань переселенцами были образованы станицы: Благовещенская, Николаевская (Анапская), Витязева, Суворовская, Александровская, п. Благовещенский. Население Кубанской области делилось на два сословия: войсковое (казаки) и невойсковое («иногородние», к которым относились также представители других национальностей).
Особенно сильный приток иногородних в Кубанскую область, начинается со времени издания в 1868 году закона, позволявшего лицам невойскового сословия приобретать в собственность усадебные строения на казачьих землях.
Одной из экономических мер правительства было «привлечение в край немцев, как представителей культуры». В 50 гг. XIX века они стали переселяться на Кубань из Бессарабской, Таврической и Екатеринославской губерний. Их привлекали плодородные земли, льготы, предоставляемые правительством. Привлекая в край иностранных поселенцев, правительство полагало, что их опыт будет служить примером рациональной хозяйственной деятельности для черноморских казаков. Колонисты освобождались от каких-либо податей, повинностей, им гарантировалась свобода вероисповедания. Селились они, главным образом, по реке Кубань.
Немецкие поселения – «колонки» – «устроены хорошо, чисто и аккуратно. Немцы хорошие хозяева, занимаются хлебопашеством и ведут усовершенствованную обработку земли: имеются жатки, паровые молотилки и сеялки. Кроме земледелия занимаются скотоводством, коневодством, разведением овец, садоводством, виноградарством и табаководством. Их ремесленные изделия настолько хороши, что окружающее население быстро их раскупает». Немцы отличались замкнутостью жизни, исповедовали лютеранскую религия, подчинялись русским законам. Весной 1896 года Джигинское евангелистско-лютеранское общество занялось строительством церкви. Сметы и планы составил архитектор Ковригин. Колокола и орган были приобретены на общинные деньги в Германии. Кирха (католическая церковь) была открыта в конце 1896 года. Это был готический собор с высокими резными окнами и нарядным внутренним убранством. Прекрасная акустика обеспечивала идеальное звучание органа и пение хора. В церкви была читальня, которую охотно посещали жители села. В районе Анапы немцы образовали поселение Михаэльсфельд. В 1896 году Военный Совет переименовал село в Джигинское, в нем проживало 1021 человек.
В долине Сукко с незапамятных времен проживали натухайцы – одно из крупных адыгейских племен. Их аулы Тазыр, Бид, Копесах располагались выше по долине. Аул Циокай и Сукко находились ближе к морю. Это был большой аул, насчитывающий 200 саклей (домов). Дома строились из хвороста, переплетающего вбитые колья и обмазанного глиной. Его жители занимались земледелием, торговлей, военным промыслом.
10 мая 1862 года Александр II утвердил Положение о заселении предгорий северо-западной части Кавказского хребта казаками и другими жителями России. Многие натухайцы, отказавшись переселяться с гор на равнину, вынуждены были покинуть родную землю и с огромными тяготами перебраться в Турцию. Компактное поселение горцев в районе Анапы был Суворово – Черкесский аул.
В середине 60-х годов земли вокруг Анапы Император жаловал именитым сановникам. В 1869 году благодатные сукковские земли (7100 десятин) получил граф М.Т. Лорис-Меликов за заслуги в завоевании Северо-Западного Кавказа и успешные переговоры с Турцией о переселении из нее горцев. Лорис-Меликов направил сюда управляющего, поручив ему заняться обустройством имения, распашки части земли, и сдачи остальной в наем. Так началось новое освоение долины.
В 1890-1896 гг. в Турции начались погромы армян, следствием которых явилось массовое бегство на Северный Кавказ. Несколько семей из Амшенского района Трапезунда оказались в Сукко, в имении графа, имеющего армянские корни.
Выходцы из Армении составляли один из главных торговых классов Кубанской области. Кроме Сукко, они расселились в селе Гайкодзор. В 1907 году территория, где сейчас расположено село, представляла собой лес, заросли кустарника и, частью, обработанное поле. На всем этом пространстве жили три армянские, две греческие и две русские семьи, которые арендовали земли у Раевских казаков. Занимались скотоводством, выращивали овощи, табак, хлеб.
Первые табачные посевы появились на Кубани в 1860-х гг. в районе Анапы. Пионерами новой для края культуры были турецкоподданные греки, с разрешения правительства, поселившиеся на Черноморском побережье Кубани и занявшиеся табаководством. Греческим поселением в Анапском районе стала бывшая станица Витязевская.
На землях, пожалованных командующему русскими кавалерийскими частями генералу Павлову, вырос хутор Павловка. А ниже по течению реки Шенгири возник другой населенный пункт – Варваровка. Здесь поселились чехи, прибывшие из Богемии. Жили в землянках, лес выкорчевывали вручную, обрабатывали землю, разводили скот. Постепенно обживаясь, строили дома: узкие, длинные, обращенные фасадом к улице. Развели фруктовые сады, обрабатывали землю лошадьми, возделывали пшеницу, сажали картофель на довольно больших площадях, но главным образом, конечно, скотоводство. Получали масло, которое уже к 1874 году продавали и даже отправляли в Керчь, Ялту, Одессу, Сухуми. В 1890 году в Варваровке проживали 216 человек, из них коренных (чехов) 188. В Павловке – 124 человека, коренных – 121 человек.
В к. XIX века неказачьи поселения составляли небольшой процент относительно доли всех иногородних, но именно они внесли в жизнь казачества сильную экономическую струю.
Э.Г. Плиева
заведующий отделом краеведения Анапского археологического музея