О моряках-черноморцах в годы Великой Отечественной войны
К Дню Военно-морского флота.
Недалеко от мыса Большой Утриш на дне моря находятся фрагменты советского транспорта «Фабрициус», принимавшего активное участие в переброске маршевых пополнений, провизии, фуража в первые месяцы Великой Отечественной войны на Черноморском театре боевых действий и затонувшего в марте 1942 года.
После войны судно частично было поднято аварийно-спасательной службой Черноморского флота (АСС ЧФ). В середине 70 гг. ХХ века сотрудники Анапского музея направили запросы в военно-морские архивы страны, провели работу по поиску выживших членов экипажа, восстановили историю затонувшего транспорта. Сегодня в сети интернет можно найти большое количество публикаций на эту тему, источником которых являются архивные и музейные документы. Вызывают интерес подводные видеосъемки с фрагментами носовой части, якорного клюза, секции леерного ограждения, части бортов с овальными отверстиями иллюминаторов с затонувшего грузового парохода. В 2002 году обломки судна «Фабрициус» обследовались тольяттинским подводным клубом «Нептун-Про», командой Александра Елкина, инициативной группой «Анапа-2009».
О ранней истории судна известно, что это бывший английский грузовой пароход «Antigone». Построен в 1903 году на судоверфи Крег (Craig, Taylor & Co. Ltd.) в Стоктоне (Великобритания). Водоизмещение: 4277 т. Длина – 95,93 м, ширина – 13,5 м, осадка – 6,17 м. Паросиловая установка – 1250 л.с. С 1928 года под названием «Emmy Friedrich» находился в собственности германского судовладельца, с 1929 года под названием «Сайда» (Saida) – французского судовладельца. 4 ноября 1929 года пароход потерпел навигационную аварию в Белом море. Поднят 5 декабря 1929 года и, в связи с отказом владельца от спасения после ремонта, передан Северной главной конторе Совторгфлота. В середине 30 гг. ХХ века передан Черноморскому государственному морскому пароходству и переименована в «Фабрициус» в честь советского военного деятеля, героя Гражданской войны Яна Фрицевича Фабрициуса (1877-1929). 27 июля 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны пароход был зачислен в списки военных судов, которым отводилась транспортная роль.
В первые дни войны флот Черноморско-Азовского пароходства терпел большие потери. Основной причиной являлась недостаточная организация охраны транспорта от нападений неприятеля с воздуха. При осуществлении десантных операций в Керчи и Феодосии подверглись бомбежке и затонули 12 транспортных судов.
2 марта 1942 года транспорт «Фабрициус» (капитан Григор М.И.) вышел без сопровождения охраны из Новороссийска в морской порт Камыш-Бурун на берегу Керченского пролива в районе Аршинцево (ранее Камыш-Бурун), имея на борту 700 человек маршевого пополнения, 6 минометов, 1200 тонн фуража, 20 лошадей и 12 повозок. В 01 ч. 45 м., находясь в районе мыса Большой Утриш, «Фабрициус» был атакован с дистанции 300-500 метров немецким самолетом-торпедоносцем Не-111. Попытка уклониться не удалась, торпеда попала в правый борт. В машинном отделении погибли помполит Ф.И. Ломоносов и второй механик Г.Я. Витман, в котельном — кочегары И.М. Миронов, Ю.А. Рысев и С.Ф. Чистяков. Серьезную контузию получил М.И. Григора и старший помощник И. К. Степанов.
Судно не затонуло потому, что груз сена и бочек держал его на плаву. Капитан принял решение посадить судно на мель. По рации были вызваны буксиры, на помощь подошел транспорт «Василий Чапаев» (капитан П.И. Степанов). Через 2 часа, в 150 метрах к югу от мыса Утриш, судно было посажено на мель. Моряки похоронили погибших товарищей и установили над могилой небольшой белый обелиск.
Через несколько дней канонерская лодка сняла с полузатонувшего транспорта лошадей и часть сохранившегося груза. Экипаж остался на борту и находился до начала августа 1942 года в надежде снять судно с мели. Капитан М.И. Григор в середине мая, получив новое назначение, отбыл в Новороссийск, его заменил старший помощник И. К. Степанов.
В течение пяти месяцев пароход «Фабрициус» служил постом наблюдения за морем и воздухом. Обычно через мыс Утриш самолеты противника прорывались к Новороссийску и этим же маршрутом возвращались. Моряки «Фабрициуса» вели наблюдение и орудийными выстрелами своевременно извещали берег о приближении фашистских бомбардировщиков. В августе, когда развернулись бои на Таманском полуострове, стало ясно, что положение судна безнадежно и экипаж по приказу начальника пароходства покинул его.
26 марта 1942 года Военным советом Черноморского флота было утверждено «Положение о конвойной службе». ВС ЧФ требовал от всех флагманов обеспечить надежную защиту транспортов. Был запрещен выход транспортов без конвоя, был усилен конвой с особо ценными грузами, при подходе к базам транспорт усиливался самолетами, эсминцами, сторожевыми кораблями МО, широко применялась дымовая завеса, в хорошую погоду конвоирование каждого транспорта усиливалось минимум двумя сторожевыми катерами МО или тральщиком и сторожевым катером МО.
За годы Великой Отечественной войны Черноморский флот потопил и повредил 480 кораблей и судов противника, уничтожил большое количество его опорных пунктов, живой силы и военной техники, обеспечил перевозку морем около 2 млн. человек, свыше 8 млн. тонн воинских и народно-хозяйственных грузов. Только в июне 1942 года корабли и подводные лодки флота под огнём противника совершили 121 рейс в осажденный Севастополь, перевезли десятки тысяч человек пополнения личного состава, раненых, тысячи тонн боеприпасов и продовольствия. В 1943 году подводные силы Черноморского флота потопили 26 транспортов, а ВВС флота – свыше 70 судов. Силами флота было выставлено более 10.770 мин.
Героическими страницами в истории Черноморского флота стали десанты в районе Южной Озереевки и Станички (район Мысхако) в феврале 1943 года, оборона «Малой земли», Новороссийская десантная операция 1943 года, Керченско-Эльтигенская десантная операция (1943) и пр.
В 1975 году на п.Утриш силами рабочих рыбцеха и на средства анапчан был построен памятник-маяк, который является знаком признательности морякам «Фабрициуса», отдавшим свою жизнь за Родину. Труженики района преклоняются перед отвагой экипажей пароходов «Гордилия», «Куйбышев», «Эльбрус», «Березань», совершавших рейсы мужества у анапского побережья.
Памятник-маяк вошел в лоции всех флотов мира и указывал курс кораблям, напоминая о грозных годах борьбы с фашизмом, о героизме и стойкости советских моряков.
У подножия монумента была укреплена памятная доска с надписью «Памятник-маяк поставлен в память о героических подвигах моряков Азово-Черноморского пароходства, отдавших жизнь за честь и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны». Рядом братская могила. На мраморном полотне золотом высечено: «Здесь похоронены моряки-черноморцы, героически погибшие на корабле «Фабрициус», торпедированном у мыса Большой Утриш: помполит Ломоносов Феодосий Иванович, второй механик Витман Ганс Янович, кочегар Миронов Иван Михайлович, кочегар Рысев Юрий Александрович, кочегар Чистяков Сергей Фомич».
При открытии памятника прозвучал салют из пулеметных очередей с прибывших к мысу сторожевых катеров Краснознаменного Черноморского флота.
На открытии присутствовали бывший член экипажа В.М. Богданович из г.Николаев, начальник рыбцеха ветеран войны А.Д. Бугаев, капитан флота рыбколхоза «Дружба» М.И. Собко. По болезни не смог приехать из Одессы капитан судна М.И. Григор. Молодежь города возложила венки и букеты живых цветов. Память о защитниках Родины вечно живет в сердце народа.
В газете «Советская Кубань» от 24 сентября 1975 года в статье «Свети, маяк!» сообщалось, – «Проходя вдоль мыса Большой Утриш, суда Черноморского пароходства отныне будут посылать к берегу сигнальные гудки в честь героического экипажа парохода «Фабрициус».
Справка: захоронение погибших моряков произведено в 1942 году; первый памятник установлен в 1957 году; мемориал памятник-маяк сооружен в 1975 году, архитектор – Камаев Борис Иванович; реконструкция мемориала состоялась в 2004 году.