Легенда о первом перстне

Перстни были одними из самых распространенных видов украшений в древнегреческой культуре. Они имели разное значение: эстетическое, символическое, религиозное и социальное.

Кольца и перстни изготавливались из золота, серебра, бронзы, железа, стекла, дерево и других материалов. Они могли быть простыми или украшенными орнаментами, изображениями богов, героев, животных и растений.

Перстни носили как мужчины, так и женщины. Для мужчин перстень являлся не только украшением, но и личной печатью, которой они запечатывали свои письма или документы. Перстень-печать был признаком знатного происхождения и высокого социального статуса его владельца. Для женщин кольцо считалось прежде всего украшением, но также могло быть символом брака или любви.

У древних греков существовал миф о том, как появился первый перстень. Он связан с Прометеем – титаном, который похитил огонь с Олимпа и передал его людям. В наказание за это Зевс приказал приковать Прометея к горам Кавказа.

Тысячелетия Прометей томился во мраке, а затем еще долгие тысячелетия висел прикованный к скале, терзаемый жаром и холодом. Ежедневно прилетал орёл и выклевывал печень титана, выраставшую заново каждую ночь. А так как Прометей был бессмертным, то мучился бы он вечность.

Глядите, какую меня обрекли
Муку терпеть тысячи лет,
Вечную вечность!
Эту позорную казнь изобрел
Блаженных богов новоявленный вождь.
От боли кричу, которой сейчас
Казнюсь, и от той, что завтра придет.
Мученью конца я не вижу.
(Эсхил. “Прометей Прикованный”)

Наконец Зевс повелел странствовавшему по земле Гераклу отправиться к скале и там убить терзавшего Прометея орла. Геракл убил орла, разбил оковы и освободил Прометея. И с того времени, он носил кольцо с камнем от скалы, где он страдал. Античные мыслители по-разному трактовали это событие. По мнению одних, перстень велел сделать Зевс для Прометея как символическое продолжение наказания, так как он дал клятву, что титан буден навечно прикован к скале, и не хотел её нарушать. Другие же считали, что это Прометей сделал себе перстень из железных оков и куска скалы, как память об этом времени. Так, Плиний Старший подчеркивает, что этот перстень был символом, а не украшением.

От Прометея, люди переняли этот обычай, и тем самым они выказывая ему признательность стали носить кольца, изготовленные из камня и железа. Разница в материалах связана с социальной структурой общества: золото, серебро, цветные камни носили богатые люди, а бронзовые, и железные все остальные.

При раскопках некрополя Горгиппии археологи находили в захоронениях золотые персти с геммами, вырезанными на полудрагоценных камнях: агате, сердолике, гранате, аметисте, ониксе. В 1976 г. был найден золотой массивный перстень с овальной вставкой из двухслойного голубовато-синего оникса, на которой вырезано изображение Афины Паллады. Скорее всего гемма была сделана в одной из италийских мастерских, а потом привезена на Боспор в первой половине III в. н.э., где местный мастер дополнил изображение тамгой – владельческим знаком, близким к знакам боспорских царей: Евпатора, Савромата II, Рескупорида III.

Перстень с геммой с изображением Афины Паллады. Первая половина III в. н.э. Золото, оникс.

В экспозиции музея представлено несколько золотых перстней с вставками из полудрагоценных камней. Среди них можно выделить перстень с геммой, вырезанной на сердолике. На ней изображение Козерога – знака зодиака, под которым родился римский император Октавиан Август. Образ этого мифического существа был довольно популярен в Риме и его провинциях в первых веках н.э., видимо гемма и была привезена оттуда.

Перстень с геммой с изображением Козерога. I в. н.э. Золото, сердолик.

На гранатовой вставке другого перстня – изображение богини случая Тихе. Она изображена с рогом изобилия – символом богатства, удачи и божественной щедрости. А на ещё одной вставке из граната вырезано изображение крылатого бога любви Эрота, натягивающего тетиву на лук.

Перстень с геммой с изображением Тихе. Конец II - первая половина III в. н.э. Железо, сердолик.
Перстень с геммой с изображением Эрота, натягивающего лук. I в. н.э. Золото, гранат.

Екатерина Воронина, научный сотрудник отдела археологии.