Магия античных зеркал

При раскопках Горгиппии археологи находят большое количество предметов из бронзы. Особое место среди них занимают бронзовые зеркала, которые были распространены во все периоды античной истории. Они представляли собой диски с хорошо отполированной лицевой стороной, которая была способна отражать предметы. Обратная поверхность украшалась изображениями и орнаментами. Такое зеркало могло иметь рукоять, иногда в форме маленькой статуэтки или небольшого пьедестала. Ручка изготавливалась из металла, дерева или кости.

 Считается, что технология изготовления зеркала попала в античный мир из Древнего Египта, где для получения отражающей поверхности использовали отполированную медную пластину, а через греков зеркала попали в культуру варварских народов.

В районе Анапы в курганных захоронениях археологами были обнаружены зеркала с рукоятью так называемого «ольвийского типа». Они имели каннелированную бронзовую ручку, которая украшалась изображениями бараньей головки, фигурок пантеры или оленя. Подобные зеркала, найденные в античной Ольвии, датируются 2-й половиной VI в. до н. э. По мнению исследователей, аналогичные зеркала могли изготавливаться в Ольвии, для продажи северопричерноморским скифам, у которых они были весьма популярны.

Позже в III-I вв. до н.э. распространились небольшие зеркала в форме плоского диска с петелькой в центре или с боковым ушком для подвешивания. На оборотной стороне помещался орнамент. Такие небольшие зеркала, существовавшие и в первые века нашей эры, исследователи связывают уже с культурной традицией сарматов.

Древние греки приписывали зеркалам волшебные свойства. Античные мифы являются ярким тому подтверждением. В легенде о Медузе Горгоне именно с помощью щита, отражающего всё как зеркало, смог победить мифологический герой Персей. Он смотрел в отражение, чтобы не встретится взглядом с ужасной Горгоной и в итоге смог отрубить голову чудовищу, превращающему своим взглядом в камень всё живое. Также по легенде в битве под Сиракузами греческие воины использовали придуманный Архимедом способ: поджечь корабли противника, направив на них отраженные от щитов солнечные лучи. Способ этот получил название «зеркала Архимеда».

Зеркало считалось преимущественно одним из главных предметов туалета женщины. В античной вазописи зачастую встречаются художественные мотивы зеркала и взаимодействия красавиц с ним. В экспозиции Анапского археологического музея храниться парадный сосуд с изображением крылатого Эрота, парящего за девушкой и держащего в руках зеркало.

В женских захоронениях зеркало относилось к числу предметов погребального инвентаря. Зачастую их находят в могилах в разбитом виде. Это можно объяснить влиянием сарматских погребальных обычаев, отражающих религиозные представления, в которых предметы при захоронении с их владельцем преднамеренно портились. В случае с зеркалом, возможно, в древности считалось, чтобы вещь служила хозяйке и в царстве мёртвых, зеркало тоже должно «умереть».

Два зеркала, представленные в разделе «Украшения» в экспозиции «Античный город Горгиппия», были обнаружены исследователями в женских погребениях горгиппийского некрополя в разное время. Одно было найдено в Анапе при раскопках по ул. Астраханской в 1954 году, другое – по ул. Терской в 1971 году. Зеркало из раскопок 1954 г. оказалось в могиле I в. до н.э. в разбитом состоянии.

Античные зеркала находили также в мужских и детских захоронениях. Это говорит о том, что зеркало могло использоваться не только для эстетических, но и, возможно, магических целей. Зеркала могли восприниматься как некое оружие (которое тоже ломали при погребении), поскольку их находили в захоронениях мужчин вместе с предметами вооружения.

Находки небольших целых зеркал с магическими орнаментами говорят о том, что они могли служить оберегом, который должен был выполнять свою оградительную функцию и в мире мертвых.

В любом случае во все времена зеркало привлекало внимание человека и воспринималось неким порталом в потусторонний мир, оно порождало представления о влиянии на жизнь человека и заставляло верить в его магические способности.

[su_highlight]Елена Наследкова[/su_highlight]