Особенности работы музея с различными категориями населения
Сегодня, когда современный мир во всем его многообразии предоставляет человеку огромные возможности для самообразования, развития собственного творческого потенциала, а из всех средств массовой информации мы все чаще слышим размышления о «шаговой доступности» различных благ цивилизации, каким же нелегким может оказаться этот шаг в прямом и переносном смысле для некоторых людей. По мнению экспертов и практиков, реально в нашей стране не менее 10% населения составляют люди с ограниченными возможностями по здоровью.
Социальная адаптация в музее – одно из актуальных направлений в рамках взаимоотношений музея с публикой.
Большой проблемой, и не только музеев, сегодня является тот факт, что всё больший объем информационного потока, доступного всем и каждому, занимают низкопробные формы массовой культуры. Перед каждым стоит проблема выбора качественного культурного продукта, а, зачастую, и проблема доступности истинных ценностей культуры.
Стратегическая цель современного музея – стать центром культурно-образовательной, просветительной, туристической, творческой деятельности, предоставив равные возможности доступа к культурно-историческому наследию каждому человеку.
«Проблемные» дети, дети-инвалиды, сироты, взрослые (инвалиды, одинокие люди) должны рассматриваться как неотъемлемая часть постоянной аудитории музея. Для детской аудитории необходимы в данном случае адаптационные, арттерапевтические программы. Для взрослой аудитории музея могут быть предложены клубы общения и другие приемлемые для музея формы. Концепция взаимодействия музея с аудиторией опирается на разработанные в современном музееведении подходы к культурно-образовательной и музейно-педагогической деятельности: коммуникационный, научный, междисциплинарный.
Немалая часть этой цифры приходится на детей, для которых необходимо создание условий для их образования и развития, обеспечения полноценной жизни. В связи с этим, принято обустраивать публичные пространства, жилые комплексы и сеть общественного транспорта с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями, существуют целые системы и государственные институты для любого рода помощи им в осуществлении обычных прав человека на полноценную жизнь, работу, общение, культурный досуг.
Многие музеи в современном мире пересматривают свои позиции в отношении аудитории. В рамках культурно-образовательной деятельности разрабатываются и реализуются инновационные долгосрочные проекты, которые включают различные форматы взаимодействия с детьми с особыми потребностями (занятие на экспозиции, студийная работа, интегрированные творческие мастерские). Эта практика получила определение «музейной терапии».
Таким образом, следует обратить внимание, во-первых, на необходимость изучения целевых групп музейной аудитории (дети, школьники, сельские и городские жители, возрастные группы, дети-сироты, инвалиды и др.). Это позволило бы музею не только выйти на современный уровень музейно-образовательной работы, но способствовало осмыслению собственного опыта работы с дошкольниками и учащимися, разработке и внедрению своих музейно-образовательных программ, а также формированию относительно нового в музейной деятельности арт-терапевтического направления.
Музею также необходимо обратить особое внимание на формирование постоянной аудитории, так как в современной ситуации это один из важнейших признаков эффективности музейно-образовательной деятельности. Кружковая и студийная работа в музее, долгосрочные программы помогут установить более тесные контакты с публикой и обрести постоянный круг друзей музея.
Немаловажным, если не приоритетным направлением культурно-образовательной деятельности музея, должно стать сотрудничество со школами, учреждениями дополнительного образования, коммерческими и государственными структурами, высшими учебными заведениями.
Сегодня очень важно учитывать, что часть музейной аудитории – это «особые» категории посетителей. Отношение общества к больным и увечным всегда являлось отражением экономической и нравственной зрелости определенной ступени развития человечества. Проблемы здоровья отдельного индивида и проблемы общественного здоровья нации волновали многие поколения ученых. В современной России, по мнению специалистов, каждый десятый человек – инвалид. Под категорию инвалидов попадают люди с очень широким спектром врожденных и приобретенных заболеваний и отклонений. Это могут быть недостатки физического развития, а могут быть внешне неразличимые аномалии, о которых не подозревают сами больные. Особой проблемой является детская инвалидность.
Часто умственное, психическое развитие таких детей ничем не отличается от развития их сверстников. Более того, эти дети не по возрасту рассудительны, чаще других обладают признаками одаренности. Природа как бы компенсирует то, что недодала этим ребятишкам.
К «особым» посетителям музея, таким образом, можно отнести людей с психическими заболеваниями, детей-инвалидов и людей с нарушениями развития зрения, слуха, речи, движения, людей в состоянии хронического стресса, семьи, переживающие психологический кризис, одаренных детей, испытывающих трудности в общении и другие категории потенциальной и реальной музейной аудитории.
Для работы с такими посетителями в последние годы большой интерес вызывает арт-терапия. Это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов, и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Психологами и психотерапевтами арт-терапия рассматривается как один из самых мягких и в то же время глубоких методов лечения посредством художественного творчества.
Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на творчество индивида. Они побуждают его видеть и осязать, вызывают экспрессию человека или оставляют его равнодушным к творческому процессу. Таким образом, свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы.
При выборе материалов, помимо практических соображений, необходимо учитывать психологические особенности восприятия используемых средств, в соответствии с целями занятий.
Развитие арт-терапии в музее, а в эту работу включились не только художественные музеи, в которых наиболее адекватны арт-терапевтические по форме методы, но и краеведческие, исторические музеи, это достаточно перспективное направление, но имеются и ряд проблем, тормозящих процесс.
Первоочередной задачей становится налаживание контактов с заинтересованными партнерами, среди которых школы, детские дома, специализированные детские учреждения, клубы, дома творчества и т. д. Важнейшим условием полноценной терапевтической деятельности является привлечение широкого круга специалистов: психологов, социальных педагогов, психотерапевтов и др. Одна из причин, тормозящих развитие такого социально актуального направления музейной деятельности – отсутствие в музейной среде специалистов, способных культивировать данную деятельность, выполняя функцию организатора и координатора.
Ведущие вузы страны для подготовки специалистов в этой области включают специальные курсы для музееведов и искусствоведов.
В Анапском музее работа в этой области в разных формах всегда велась и ведётся. В разное время для такой работы в музей привлекались специалисты самых разных специальностей: с детьми и взрослыми работали профессиональные художники, гончары, музыкальные педагоги.
На территории музея практически на постоянной основе (за исключением недопустимых погодных условий) работает полюбившийся всем «Гераклов Узел», где ребята, да и взрослые, под интересную информацию научного сотрудника могут попробовать себя и в качестве мукомола на античной зернотёрке, и поработать на ткацком станке, воспользоваться античными весами, узнать основы счёта на абаках, и написать несколько греческих букв на вощёной дощечке, представить себя атлетом, взяв в руки спортивные снаряды античных олимпийцев, а ещё с помощью инструментов археологов, лопаточкой и щёточкой поискать в песке «драгоценные» находки. После небольшой экскурсии по залу “Античный город Горгиппия” и рассказа о том, как древние мастера расписывали посуду, особенные гости музея смогут попробовать себя в качестве древнегреческих вазописцев на мастер-классе по рисованию античных орнаментов.
Уже много лет этот развлекательный объект пользуется большой популярностью у наших посетителей. Что очень важно, здесь раскрепощаются все, и даже те дети, которым, как утверждают родители, «ничего не интересно».
Когда несколько лет назад в рамках Государственной Программы для людей с ограниченными возможностями, в том числе детей, все городские санатории и пансионаты включились в этот проект, в городе, особенно в межсезонные периоды, заметно увеличилось количество таких людей, в том числе инвалидов-колясочников. Кроме того, что музей был оснащён необходимыми техническими средствами, все сотрудники музея, взаимодействующие с посетителями, были обучены правилам обращения и ситуативной помощи посетителями с ОВЗ. Один научный сотрудник отдела археологии дистанционно прошел курсы повышения квалификации по программе «Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов (детей-инвалидов), включая аспекты профессиональной и социокультурной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов старше 14 лет».
Помимо версии сайта Анапского археологического музея для слабовидящих на сайте музея представлена вкладка «Инклюзивный музей» с размещенным перечнем услуг, оказываемых для лиц с ОВЗ. Цель проекта «Инклюзивный музей» – формирование в музее доступной среды и творческой реабилитации и социализации детей и взрослых с инвалидностью музейными средствами.
Музей регулярно принимает участие во Всероссийской инклюзивной акции “Музей для всех!”, цель которой – привлечение внимания общества к значимости равноправного участия всех людей в культурной жизни.
Также музей сотрудничает с Анапским отделением “Всероссийского общества глухих” для проведения специализированных экскурсий на жестовом языке (для организованных групп по предварительной записи).
В отделе археологии на экскурсии на русском жестовом языке особенные посетители музея узнают об истории древнего города Горгиппия, в отделе краеведения – об истории Анапы – не только всеми любимого курорта, но и города Воинской Славы.
Сотрудниками музея совместно с анапским отделением «Волонтёры серебряного возраста» был разработан маршрут экскурсии по городу «Анапа – Город Воинской Славы» с учётом доступности его для людей с ограниченными возможностями.
В группу слушателей курсов по подготовке экскурсоводов по данному маршруту вошли несколько инвалидов-колясочников. По окончании курсов все слушатели получили сертификаты государственного образца с присвоением специальности гид-экскурсовод.
В течение последующего времени маршрут пересматривался несколько раз в сторону наилучшей доступности для всех категорий людей с ограниченными возможностями.
Важность доступности музеев для людей с ограниченными возможностями заключается в том, что такие учреждения способны внести вклад в повышение качества жизни. Они создают пространство для диалога, общения, получения знаний и творческого самовыражения, что способствует интеграции людей с ограниченными возможностями в общество.
Н.А. Карпенко, научный сотрудник отдела археологии.
Иллюстрации автора. Пунктуация и стиль автора сохранены.