Путешествие из Тамани в Анапу
Джона Бакена Телфера

Джон Бакен Телфер (J. Buchan Telfer, 1831-1907) был участником Крымской войны, капитаном Британского Королевского военно-морского флота, переводчиком, членом Королевского Географического общества и Лондонского общества антикваров. После 1870 г. он переехал в Российскую империю и женился на дворянке Екатерине Александровне Муравьевой (1842-1887), дочери декабриста и члена Союза благоденствия Александра Михайловича Муравьева (1802-1853). Прожив 3 года в России, в 1873-1876 гг. Талфер совершил 2 путешествия по южным регионам страны, включая Крым и Кавказ. После возвращения в Британию в 1876 г. путешественник издал 2 тома путевых заметок и воспоминаний «The Crimea and Transcaucasia». Книга на то время стала самым подробным описанием Крыма, побережья Кавказа и Закавказья.

Из введения:

«В своем рассказе автор стремится пробудить интерес к посещаемым местам, помещая такие краткие исторические и археологические заметки, которые можно было собрать за ограниченный промежуток времени, и продемонстрировать возможность безопасного путешествия с приемлемым комфортом по регионам, которые редко посещаются, но не имеют себе равных по своей привлекательности в антикварных и этнологических достопримечательностях, где ботаник, геолог, художник, альпинист и спортсмен найдут простор и все стимулы для занятий своими делами и получения удовольствия».

В 1 томе издания Джон Телфер описывает 38 дней своего путешествия от Одессы до Владикавказа. В течение 11 и 12 дня, направляясь из Тамани на юг, он посетил Ахтанизовский лиман, Титаровку, реку Кубань, немецкую колонию Михаэльсфельд и Анапу.

«Ничто не может быть более неинтересным и заброшенным, чем вид страны после того, как некрополь Фанагории останется позади: наш добродушный ямщик избавил нас от долгой поездки по почтовой дороге, направившись через перешеек прямо к лиману Ak-tanys (Ахтанизовский лиман), где паслись стада крупного рогатого скота и лошадей. Мы увидели последний из курганов на полуострове, в группе курганов на западной оконечности озера, где земля к юго-западу от мыса Рахмановского возвышается на целых 600 футов над водой; согласно Дюбуа, храм, посвященный божествам Анергесу и Астаре (Астарте финикийцев), в царствование Парисада I 349-311 гг. до н.э., был возведен на Рахмановском острове».

Примечание:

В 1804 г. хранителем Эрмитажа Е.Е. Кёлером на хуторе казачьего полковника Рахманова на Рахмановском мысу Ахтанизовского лимана был найден памятник царицы Комосарии. Он состоял из двух статуй — мужской и женской, и постамента с надписью: «Комосария, дочь Горгиппа, жена Перисада, по обету посвятила сильному богу Санергу и Астаре при Перисаде, архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, всех маитов и фатеев» (КБН. № 1015). Судьба мужской статуи неизвестна, женскую перевезли в ст. Тамань и установили в церкви вместе с постаментом, там их и видел Дюбуа, путешествовавший в 1832 и 1834 годах на Таманском полуострове. Сейчас постамент с надписью находится в Государственном Эрмитаже, а скульптура Астары в керченском Лапидарии.

Фредерик Дюбуа де Монперё (1798-1850) швейцарский путешественник, натуралист, археолог. Изучал, главным образом, Южную Россию, Крым, Кавказ и Закавказье. В России известен благодаря предпринятому им в 1831-1834 годах путешествию в Крым и на Кавказ, результаты которого он изложил в шеститомном труде «Путешествие вокруг Кавказа у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и в Крыму» с приложением атласа, содержащего множество рисунков, чертежей и схем, сделанных автором во время его исследований.

Карта Таманского полуострова из атласа Фредерика Дюбуа. Voyage au Caucase chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Arménie et en Crimée par Frédéric Dubois de Montpéreux : Atlas. — Neuchatel en Suisse, Paris : chez l'auteur, chez Gide libraire-éditeur, 1843.

«В полдень, через четыре часа после отъезда из Сенной, мы добрались до маленькой улыбчивой деревушки Титаровка (Прим. авт.: станица Старотитаровская), приютившейся в роще.

Мы попросили познакомить нас со старшиной Титаровки, который предстал в образе молодого русского, важного человека в казачьей униформе. Он был потомком запорожских казаков и командовал отрядом черноморских казаков. Я люблю Черноморских казаков. Он нашел для нас жилье в хате пожилой женщины-староверки, где мы насладились отдыхом после долгой тряски на перекладных. Вскоре нам принесли свежие яйца, молоко и отличный черный хлеб. У нашей хозяйки были большие неприятности, потому что один из ее родственников оставил веру своих отцов и присоединился к новой секте под названием Шалопуты, в Екатеринодаре.

Об этой секте пока мало что известно, шалопуты собираются для вечернего богослужения в домах друг друга с закрытыми дверями и окнами. Перед церемонией омывают руки; поют гимны и повторяют молитвы, в то же время подается ужин и вино в изобилии, шалопуты избегают водки и отказываются от табака. Они не имеют никакого отношения к официальной православной церкви, хотя осеняют себя крестным знамением и воскуривают благовония на своих собраниях. Шалопуты тщательно избегают полиции, которая сообщает, что, когда женатые мужчины и женщины вступают в секту, они бросают своих жен и мужей, чтобы вести со своими единоверцами самую распутную жизнь».

Примечание:

Шалопуты (также шелапуты) — сектантское течение, возникшее в Российской империи в конце 1860-х годов под влиянием идей мистицизма и распространённое, в основном, на юге и юго-востоке России. Течение вышло из секты хлыстов (по другой версии из молокан). Слово «шалопуты» (т.е. люди шального пути) — название народное, сами же сектанты называли себя «духовными христианами» или «братьями духовной жизни». Основателем шалопутства был крестьянин Борисоглебского уезда Тамбовской губернии Порфирий Катасонов, объявивший себя «живым Богом» и пользовавшийся большим влиянием на своих последователей.

«Из Титаровки мы спустились в низменности реки Кубани и вступили на обширную местность, сплошь состоящую из болот, рек и озер, причем жители без разбора называли каждую особенность арыком. Отличная дорога проходит через этот зловонный на вид район, дважды пересекающая Кубань по лодочным мостам. Река здесь значительно меньшая, чем Протока — так русские называют самый северный рукав Кубани, впадающий в Азовское море, возможно, она является ответвлением Anticeitis, которая, как сообщает нам Страбон, была Гипанисом и впадала в озеро Корокондамитис. Осетр — Acipenser, давший название реке, здесь водится в изобилии, а также стерлядь и, как говорят, лосось и другая мелкая рыба. Слово „Кубань“ татарского происхождения, но значение его я не знаю; итальянцы называли реку Чопа.

В 1777-1978 гг. Суворов укрепил правый берег реки от нападения черкесов; затем он принял командование в Крыму, но вернулся на Кубань в 1782 г., а в 1790 г. войска Российской империи впервые пересекли Кубань под командованием генерала Бибикова».

Примечание:

Телфер, по-видимому, не знал о первом военном походе на Анапу, осуществленном под командованием генерал-аншефа П. А. Текелли в 1888 г. Генерал-поручик Ю.Б. Бибиков самовольно возглавил второй поход на Анапу двумя годами позже. Поход стал известным и самым драматическим. 10 февраля 1790 года отряд переправился по льду через р. Кубань у Прочноокопского укрепления. 24 марта 1790 года, после 42-дневного марша, измученное русское войско подошло ночью к Анапе. Штурм крепости не удался и русским пришлось отступать. Турки и черкесы преследовали отряд Бибикова. Лишь в начале мая 1790 года отряду, потерявшему до половины своего состава, удалось переправиться на плотах через сильно разлившуюся в низовьях р. Кубань. Бибиков был отстранен от службы и предстал перед военным судом. Солдаты его, «отличившиеся мужеством в битвах и перенесением тяжких трудов и лишений в походе», награждены были особенной серебряной медалью на голубой ленте с надписью: «За верность».

«В настоящее время по реке ходят суда от Темрюка до Тифлисской, расстояние около 170 миль по так называемой Екатеринодарской линии. Суда принадлежат Российской компании в Одессе. Рейс совершается за 24 часа, обратный путь занимает около 12 часов в зависимости от силы ветра и течения. Пассажиров перевозят каждый день, два раза в неделю берут на буксир баржи с товарами. Продукты из Черкесии — кукуруза, рис, ячмень, овес и немного пшеницы доставляют на речных судах в Темрюк, где их перевозят на плотах через Курчанскую, далее по Азову в Керчь, где все перегружается на британские пароходы. Импорт ограничен сельскохозяйственной продукцией, орудиями и скобяными изделиями, в основном, зарубежными, а также хлопком из России. Эта услуга опасна, поскольку только в Темрюке нет лихорадки.

Мы переночевали в Михаэльсфельде (Прим. авт.: совр. п. Джигинка), маленькой немецкой колонии, где счастливая на вид и тихая женщина приготовила отличный ужин и чистые постели в своем уютном маленьком коттедже. Семь лет назад эти колонисты, числом около сорока, покинули свои дома в Бессарабии, где они были только арендаторами, чтобы стать владельцами земли и жилья в Михаэльсфельде путем переселения, которое должно было продлиться более десяти лет. Аул безлесен и безрадостен, холмы смыкаются вокруг, закрывая вид вдаль, но почва плодородна и приносит доход, особенно в плане кукурузы, и немцы живут в довольстве перспективой скоро стать полноправными владельцами земли, которую они обрабатывают».

Примечание:

После окончания Крымской войны на Кубань, по поручению императора Александра II, приглашались народы, владеющие навыками ремесла, торговли и культуры. Среди них были немецкие переселенцы из Бессарабии, Таврической и Екатеринославской губерний. В 1868 году на берегу реки Джиги девять немецких семей основали поселение Михаэльсфельд, в 1896 году переименованное в село Джигинка.

«Покинув Михаэльсфельд ранним утром следующего дня, мы проехали несколько миль по золотым полям под непрекращающиеся трели жаворонков:

Когда Господь сотворил жаворонков,
говорящих: взлетай и пой!

пока мы не достигли берега Кизилташского лимана, где земля была заросшая Trifolia gigaitcsca, известной в Англии как «проклятие фермера»; ее выращивают на корм скоту и для получения из нее масла, которое очень любят местные жители. В 10:30 утра мы въехали в город Анапу, его полуразрушенное состояние напомнило нам о событиях конца войны.

Впервые Анапа была взята русскими под командованием генерала Гудовича в 1791 году, когда Мансур, фанатичный пророк и энтузиаст, был взят в плен; и снова в 1807 году адмиралом Пустошкиным и генералом Говоровым, которые разрушили город; это место было вновь передано туркам. В 1829 году адмирал Грейг и князь Меньшиков осадили и взяли Анапу, и она была окончательно передана России вместе с Гурией и Ахалцыхским пашалыком по Адрианопольскому мирному договору.

Когда турки основали Анапу в 1784 году, они построили крепость, в которой установили 84 орудия для защиты того, что они считали своим самым важным владением на восточном берегу Черного моря — порта, который позволял им поддерживать связь с мусульманским населением на границах России и был крупным рынком сбыта, с которого в гаремы Константинополя доставлялись хваленые черкесские красавицы. Русские разрушили линии обороны при приближении союзников (в период Крымской войны), и укрепления, которые больше не были грозными, были временно укреплены во время их последней борьбы с горными племенами в 1859 году. Порт оставался незамеченным и неухоженным до 1867 года, когда он был открыт для внешней торговли, что было мудрой мерой, поскольку уже в 1873 году стоимость импорта и экспорта составила 2 000 000 рублей.

Анапа находится на месте древней Синдики, где профессор Стефани из Санкт-Петербурга (филолого-классик Лудольф Эдуардович Стефани (1816-1887)) считает вероятным, что община евреев проживала в первом веке н.э. «судя по найденной там надписи, датируемой 42 годом н.э., в этой стране».

Примечание:

Речь идет о мраморной плите с текстом — манумиссии 41 г. н.э., найденной в Анапе и в 1859 г. переданной в Эрмитаж (КБН 1123). Перевод: «Богу высочайшему, вседержителю, благословенному, в царствование царя Митридата, друга … и друга отечества, года 338, месяца Дия, Поф, сын Страбона, посвятил молельне по обету вскормленницу свою (т.е. домашнюю рабыню), имя которой Хриса, с тем, чтобы была она неприкосновенна и необижаема ни одним из наследников его, под попечением Зевса, Геи и Гелиоса». Надпись представляет собой акт отпуска на волю рабыни в форме посвящения ее молельне. Стефани первым из исследователей сделал вывод что упомянутая в манумиссии молельня — иудейский молитвенный дом.

«В свое время населенный торетами, меотами и другими племенами, город также назывался Евдусия или Эвлисия, населенный Евдусийцами или готами тетракситскими, которые говорили на готском или таврическом языке».

Примечание:

Эвдусия — поселение, которое в середине V в., согласно анонимному «Периплу Понта Эвксинского», появляется на месте Горгиппии: «…До Синдской гавани (Горгиппия), которая теперь называется Эвдусия… От Синдской гавани до гавани Пагры прежде жили народы, называвшиеся керкетами или торитами, а ныне живут так называемые эвдусиане, пользующиеся готским или таврским языками». В VI в. Прокопий Кесарийский по всей видимости упоминает эту занятую готами область под немного измененным названием: «Простирающаяся отсюда страна называется Эвлисия; прибрежную ее часть, как и внутреннюю, занимают варвары вплоть до так называемого „Меотийского Болота“ …» (Procop. Caes. VIII (IV), 4). Он же рассказывает о переселении готов-тетракситов из Крымского на Таманский полуостров в последней четверти V в. н.э. (Procop. Caes. VIII (IV), 5). Часть готов могла обосноваться южнее Тамани и на месте Горгиппии основать своё поселение вместе с местными племенами. Иордан (VI в.) со слов готского историка Аблавия сообщает, что земли рядом с Меотидой греки называют «эле» и там проживают племя элуров (Iordan. Getica. 117). Возможно, термин Эвлисия Прокопия восходит к тому же топониму.

«В более позднее время было поселение генуэзцев под названием Мапа, где в 1449 году был назначен президент, который должен был блюсти их интересы».

Примечание:

В XIII в. побережье Черного и Азовского морей было освоено итальянскими купцами из Генуи и Венеции, основавшими здесь десятки колоний и факторий и поставившими под контроль торговлю со странами Востока. Одна из генуэзских торговых факторий — Мапа, находилась на берегу Анапской бухты. В 1475 году Мапа была захвачена войсками османского султана Мухаммеда II, и впоследствии получила своё современное имя — Анапа.

«Мы обратились к начальнику полиции, губернатору города — очень вежливому офицеру, который нас поприветствовал. Он показал нам фрагменты греческих надписей, найденных в последнее время, и повел нас на возвышенность к югу от церкви, где в 1871 году на глубине 3 футов под поверхностью были обнаружены две безголовые статуи из белого мрамора. Они были отправлены губернатору в Новороссийск по пути в музей в Тифлисе, но русские редко что-то делают в спешке, поэтому статуи пока остаются в Новороссийске».

Скульптуры, найденные в Анапе. Рисунок Джона Бакена Телфера

Примечание:

По-видимому, скульптуры так и не были отправлены в Тифлис. По имеющимся сведениям, статуи были приобретены для Государственного исторического музея у некой Рудковской в Новороссийске. В настоящее время скульптуры находятся в коллекции ГИМа в Москве. Это фрагментарное надгробие война с изображением меча и женская статуя в длинном хитоне.

«В четырех милях от города находятся три больших кургана, называемых «Сестрами», и другие курганы меньших размеров, которые заманчиво возвышаются на равнине. Следует сожалеть, что Археологическая комиссия в Санкт-Петербурге не распространяет свои исследования за пределы Керчи и Сенной и не исследует некоторые из многочисленных курганов на берегах Кавказа. Раскопкам, которые проводились под его руководством (начальника полиции) в других частях, в целом, по-видимому, недоставало системности и настойчивости».

Примечание:

Телфер «Сестрами» называет курганную группу известную как «Три сестры». Согласно Отчёту Императорской Археологической комиссии за 1881 год, они находилась в 7 верстах (около 7,5 км) к югу от города, в районе с. Супсех, у подножия предгорий, окаймляющих равнину, которая тянется по направлению к станице Раевской. Летом 1875 г. эти курганы по поручению Общества любителей археологии г. Тифлис исследовал Ф.С. Байерн. В двух из них находились ограбленные античные каменные склепы. Незначительные вещи, обнаруженные при раскопках, поступили в коллекцию Кавказского музея в г. Тифлис (сейчас Национальный музей Грузии им. Симона Джанашия). После раскопок склепы были разобраны местными жителями на камень для строительства. К настоящему времени курганы «Три сестры» не сохранились и точное их месторасположение неизвестно.

«Мы выехали из Анапы в 17:30 под проливным дождем, проезжая через земли H’maraka, страны, которая оставалась пустынной с тех пор, как князь Меншиков уничтожил огнем все черкесские поселения в радиусе 10 миль во время осады города в 1829 году. Мы укрылись в нашей перекладной, как могли, от бури, и, когда в разгар сильной грозы мы добрались до Раевского в 7:30, мы сразу же решили остановиться на ночлег, почтовая станция была полна путешественников, но нам без труда удалось снять комнату в этом русском поселении, где вскоре у наших локтей зашипел самовар. Стены дома нашей хозяйки были увешаны изображениями святых и мучеников, висевшими бок о бок с портретами императорских особ, которые в России стоят рядом со многими божествами, упомянутыми в календаре, и сразу после них».

Находясь в Анапе, Джон Бакен Телфер зарисовал каменный рельеф с изображением барса или льва на привязи и подписал рисунок «Гербовый знак на двери конюшенного двора». Этот рельеф находится сейчас в экспозиции отдела краеведения Анапского археологического музея. Блок с рельефом побывал во вторичном использовании и был обнаружен в 1949 г. в Анапе при разборке стены хозяйственной постройки Нового времени на углу улиц Ленина и Набережной, напротив Анапского порта.

Рельеф из Анапы. Рисунок Джона Бакена Телфера
Каменный рельеф с изображением барса на привязи. Анапский археологический музей

Литература:

Telfer J., 1876. B. The Crimea and Transcaucasia. Being the Narrative of a Journey in the Kouban, in Gouria, Georgia, Armenia, Ossety, Immeritia, Swannety and Mingrelia, and in the Tauric Range. London: Henry S. King & Co, 1876. Vol. 1. 297 р.

Прохорова Т.А. Две поездки Джона Телфера в Крым. Опыт составления исторического путеводителя по Крыму и Закавказью во второй половине XIX века // Крымский архив 1 (28). 2018. КФУ им. В. И. Вернадского. Симферополь. 2018. С. 100-117.

Паромов Я.М. История археологических исследований на Таманском полуострове. Часть I (конец XVIII – начало XX вв.) // Боспорские исследования. Вып. XXXIX / Отв. ред. В.Н. Зинько. –Керчь: Керченская городская типография, 2019. C. 343-377.

Гёрц К.К. Исторический обзор археологических исследований и открытий на Таманском полуострове с конца XVIII столетия до 1859 г. // Собрание сочинений. Вып. 2. 1898а. СПб.

Веселовский Н.И. Военно-исторический очерк города Анапы / Н. И. Веселовский. – Пг.: Тип. гл. упр. уделов, 1914. 74 с.

Фелицын Е. Д. Некоторые сведения о средневековых генуэзских поселениях в Крыму и Кубанской области. Кубанский сборник, 1899 г., т. 5. С. 1-17.

Журавлев Д.В. Государственный исторический музей: памятники греческого и римского периодов // С. 297. Античное наследие Кубани. Том 3. М.: Наука, 2010.

Евсюков С.В. К истории исследования некрополя Горгиппии: раскопки Ф.С. Байерна 1875 г. // Западный Кавказ в контексте контактов культур, народов и цивилизаций: Материалы научно-практической конференции XI Анфимовские чтения, Ана-на, 26-28 сентября 2023 г. Сборник статей / Отв. ред. Б.А. Раев. Краснодар – М.: Традиция; Центр палеоэтнологических исследований, 2023. С. 84-88.

Новичихин А.М. Каменный рельеф с изображением барса на привязи из Анапы // Вопросы археологии Адыгеи (2023): Сборник научных трудов. Майкоп: Издво. Магарин О.Г., 2023. С. 207-212.

Евсюков Сергей, старший научный сотрудник отдела археологии.