Игры с орехами: как развлекались дети в Древней Греции и Риме

Игры и развлечения — важная часть жизни детей, которая помогает им развиваться физически и интеллектуально. В Древней Греции и Риме они занимали значительное место в укладе общества, отражая культурные особенности и мировоззрение того времени.

Игры служили не только развлечением, но и важным инструментом воспитания будущих граждан. Через них дети развивали свои физические навыки, умственные способности и социальные качества. Более того, они были важным инструментом в передаче знаний и традиций от одного поколения к другому.

О детских играх в Древней Греции и Риме мы знаем из различных источников: литературных произведений, археологических находок, изображений на вазах, фресках и рельефах.

Ценные сведения о нескольких играх детей в Древней Греции и Риме содержатся в античном стихотворении — элегии «Орешник». Некоторые из них были неизвестны исследователям до обнаружения этого произведения.

Стихотворение приписывается древнеримскому поэту Овидию, имя которого стоит над текстом в большинстве рукописей. Однако большинство филологов считают его произведением неизвестного поэта-подражателя.

Основной сюжет элегии — это жалоба орешника на тяжёлую жизнь и страдания, которые причиняют ему прохожие, сбивающие орехи с его ветвей камнями.

Я — орешина, я близ дороги расту неповинно,
Но проходящий народ камни бросает в меня.
Казнью такою казнят одних несомненных злодеев,
Если общественный гнев дольше не в силах терпеть!
Грецкий орех на территории археологического заповедника «Горгиппия»

Элегия также содержит семь дистихов (двустиший) (Овидий. Орешник. 75–86), посвящённых играм, в которые дети играют, сбив орехи с веток дерева.

Игры с орехами в античности считались занятием для детей или несерьёзных людей. Например, в одной из басен Федра афинянин смеётся над Эзопом, который играет с детьми в орехи. В «Диалогах Богов» Лукиана Гера упрекает Зевса за то, что он, будучи взрослым и с большой бородой, играет в кости с Ганимедом, как ребёнок. У Персия и Марциала выражение «оставить орехи» буквально означает «стать серьёзным». Сервий в комментарии к восьмой эклоге Вергилия сообщает, что существовал обычай, согласно которому жених на свадьбе разбрасывал орехи в знак прощания с детством.

Игра в чёт-нечет

Есть так же тот, кто говорит, чётное число или нечётное, Подобно авгуру, он может унести угаданные богатства.

Один игрок тайком от второго брал в руки несколько небольших предметов. Это могли быть игральные кости, камешки, бобы или разнообразные орехи. Затем он задавал вопрос: «Сколько?» (по-гречески — πόσα), а второй игрок должен был ответить, чётное (ἄρτια) число предметов держит в руках его противник или нечётное (περιττά). Если угадывал, то забирал предметы себе, а в случае неудачи отдавал столько же своих

Грецкий орех на территории археологического заповедника «Горгиппия»

Эта простая игра была очень популярна, особенно среди детей. Из «Естественной Истории» Плиния Старшего мы знаем, что во дворе императора Тита стояла статуя Поликлета, изображающая играющих в эту игру детей. В «Диалогах Богов» Лукиана Самосатского Зевс уговаривает Ганимеда остаться жить на небесах, обещая ему много костей для игры и товарища — Эрота.

Платон рассказывает нам об интересном игровом приёме: чтобы игроки не могли подсмотреть, сколько предметов взял их соперник, использовали большие корзины:

Многие из них играли снаружи во дворе, а другие в углу комнаты для раздевания играли в чёт-нечёт большим числом костей, вынимая их из корзинки.

В игру «чёт-нечет» играли не только дети, но и взрослые. Иногда в этой игре на кон ставили не только камушки или орехи, но и деньги. Это превращало детскую забаву в настоящую азартную игру. Упоминание об этом можно найти у Аристофана:

А мы, рабы, играем в чёт-нечёт золотыми статерами…

В игру «чёт-нечет» играли не только дети, но и взрослые. Иногда в этой игре на кон ставили не только камушки или орехи, но и деньги. Это превращало детскую забаву в настоящую азартную игру. Упоминание об этом можно найти у Аристофана:

Сбивание одним орехом других

Вся ставка состоит в четырёх, не более, орехах, Когда один добавляется к трём, лежащим под ним; Другой велит катиться по наклону стола и желает, Чтобы какой-нибудь один из многих коснулся его собственного.

Эта игра напоминает боулинг или бильярд.

Игроки выкладывают свои орехи в линию на некотором расстоянии друг от друга. Затем каждый игрок по очереди отходит на несколько шагов и кладёт свой орех на верхнюю часть деревянной доски. После этого он отпускает орех и наклоняет доску так (регулируя скорость и направление), чтобы сбить как можно больше орехов соперников. Орехи, которые удалось сбить, игрок забирает себе. Побеждает тот, кто соберёт все орехи своих соперников.

По второй версии игры все участники собирают из орехов башенку, размещая три ореха в основании и один сверху. Цель игры пуская орех по доске разрушить башню.

Сценка такой игры изображена на римском мраморном рельефе II в. н.э.

Древнеримский мраморный рельеф из Лувра с изображением играющих детей. Фото: Marie-Lan Nguyen / Wikimedia Commons.

Игра с разламыванием кожуры ореха

Мальчик или очищает их, стоящих прямо, от кожуры точным ударом, Или, лежащие на земле, ударяет пальцем раз или два.

Игра очень простая и, по всей видимости, была предназначена для проверки силы участников.

Задача состояла в том, чтобы расколоть орех ударом пальцев. Это довольно сложная задача даже для взрослого человека. Вероятно, участники разбивали не саму косточку ореха, а его зелёную кожуру, которая лопается, когда орех созревает.

Игра в дельту

Также мелом рисуется (такая фигура), какую форму имеет Небесное светило и четвёртая буква среди греческих; Когда она размечена линиями, тот, кто стоит снаружи, Получит столько орехов, сколько тронет палкой.

Дети рисовали на земле мелом треугольник (в виде греческой буквы дельта — Δ) и расчерчивали его линиями. На этих линиях они расставляли свои орехи. Затем участники по очереди бросали палку, стараясь сбить как можно больше орехов. Орехи, которые оказывались за пределами треугольника, участники забирали себе. Побеждал тот, кто собирал все орехи.

Треугольное поле для игры в дельту.

По второй версии, два участника бросали не палку, а свои орехи. Они старались, чтобы они пересекли как можно больше линий, но при этом не выкатились за пределы треугольника. Побеждал тот, чей орех оказывался ближе к вершине треугольника. Он забирал орех проигравшего.

Метание ореха в сосуд

Также в некотором отдалении ставится пустой сосуд, В который орех падает, пущенный лёгкой рукой.

На расстоянии от участников ставился сосуд или выкапывалась ямка. Каждый, по очереди бросает орех, пытаясь попасть в цель. Тот, чей орех оказывался внутри, побеждал и забирал себе орех второго игрока. Ели же они попадали вместе, игра повторялась.

Эта игра напоминает взрослую забаву под названием «коттаб» (от древнегреческого κότταβος). Древние греки развлекались ею на симпосиях — так назывались пиры, где мужчины собирались, чтобы обсудить свои дела, философские вопросы и насладиться беседой.

Суть игры заключалась в том, чтобы лёжа попасть остатками вина из своего кубка (килика) в металлическую чашу, которая называлась «коттабий» (от древнегреческого κοτταβεῖον). При этом вино должно было лететь по крутой траектории, не пролиться мимо цели и издать отчётливый звук при попадании в неё.

Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан и Антифан описывали эту игру в своих произведениях и сами с удовольствием в неё играли. Изображения мужчин, которые развлекаются коттабом, часто встречаются на древнегреческих вазах.

Евсюков С.В., старший научный сотрудник отдела археологии.