Барабан колонны

Среди экспонатов музейной выставки под открытым небом значительное место занимают остатки ордерных построек (от латинского “ОRDO” — строй, порядок). Такими упорядоченными или ордерными называл древнеримский архитектор Витрувий конструкции, в которых существовавший тогда набор элементов фасада имел соотношение между собой, основанное на системе пропорций и определенную архитектурно-художественную обработку. Фризы, антаблементы, барабаны колонн, капители, тесанные известняковые блоки – все они являются остатками ордерных построек – великолепных храмов, общественных зданий, колоннад, портиков и других сооружений, составлявших некогда акрополь античной Горгиппии.  

В городе на протяжении всей его истории возводили монументально-строгие дорические, торжественно-величественные ионические и воздушные, полные тепла и света коринфские храмы. В этих постройках, при возведении которых использовали как местный известняк, так и привозной белый мрамор, отражались основные направления развития античной архитектуры.

Среди других дошедших до нас архитектурных деталей, свидетельствующих о былой красоте древнего города, выставлен барабан колонны дорического ордера, найденный к западу от ст. Благовещенской на берегу Кизилташского лимана. В античное время эту территорию занимала хора Горгиппии. Барабан имеет цилиндрическую форму с двадцатью широкими полукруглыми желобками, разделенными между собой острыми ребрами. Вертикальные желобки-каннелюры высечены на боковой поверхности, а в центре одного из оснований имеется квадратное углубление – гнездо для монтажа барабанов друг на друга при возведении колонны. В древности возводя ордерные постройки барабаны колонн соединяли между собой с помощью металлических или деревянных вставок – пиронов. По завершении строительства готовая колонна крепко стояла всем своим весом на мощном фундаменте, подпирая верхнюю часть фасада храма.

 Находка барабана указывает и на то, что камнетесное ремесло и связанное с ним строительное дело достигли большого совершенства как непосредственно в самой Горгиппии, так и ее округе. В существовавших тогда окрестных каменоломнях добывали и обрабатывали многие сорта камня, в том числе и известняк-ракушечник, из которого изготовлен представляемый на выставке барабан. Каменные глыбы до определенной степени готовности обрабатывались на месте добычи. На этой стадии будущим архитектурным деталям придавали размеры и форму, приблизительно соответствовавшие окончательным требованиям. Затем их перевозили к месту будущего строительства и уже там дорабатывали, подгоняли, шлифовали устанавливали друг на друга, возводя задуманное архитектурное сооружение.

Деталь, принадлежащая стоечно-балочной конструкции фасада ордерной постройки, демонстрирует высокую профессиональность строителей, их умение производить сложные расчеты, соединять между собой различные материалы, знать каноны, достижения и вошедшие в практику приемы, разработанные мастерами строительного дела всего широкого региона античной цивилизации.