Кофон (фляга) II – III в. н.э.
В экспозиции «Античный город Горгиппия» Анапского археологического музея есть раздел с условным названием «Лавка гончара». Одним из экспонатов в «лавке» является предмет, форма которого известна и, наверное, любима всеми военными и путешественниками: плоский, округлой формы, с двумя небольшими ручками.
Этот предмет называется кофон, котон (лат. Kothon), носит название эксалейптрон или просто фляга (фляжка). Небольшой кувшин с невысоким, вогнутым внутрь краем и одной, двумя или четырьмя ручками; основание предмета иногда делалось в форме треноги, закрывался он небольшой пробкой из дерева или глины, в результате чего сосуд становился своеобразной «непроливайкой». Изначально такие фляги использовались в культовых действиях. Но впоследствии фляга получила широкое применение у путешественников, особенно стала популярна в среде солдат во время походов.
Похожие формы фляг известны с очень древних времен. Подобные емкости изначально изготавливались из природных «сосудов» — тыквы, вероятно этим и обусловлена их характерная форма. «Фляжкой пилигрима» называли бутылочную тыкву, форма которой вытянута и заметно сужается к одному концу. Из тыквы выбирали мякоть, после чего будущая «бутыль» высыхала, становилась твердой и была пригодна для наполнения жидкостью. Затем эта форма была перенесена в керамику. «Фляги пилигрима» делались с одной, двумя и тремя ручками, а в горлышках имели маленькое воздушное отверстие, облегчающее наливание жидкости.
Подобная интересная находка была совершена на юге Франции не далеко от города Анси в начале 2020 г. Примерно во II-III веках нашей эры римский легионер в Южной Галлии поместил небольшую металлическую флягу в качестве подношения божеству в маленьком святилище. Флягу использовали в культовой церемонии, а затем спрятали, чтобы гарантировать, что подношение не будет использовано повторно.
Фляга из экспозиции «Античный город Горгиппия» Анапского археологического музея датируется II – III в. н.э. Она была найдена в 1981 году при раскопках небольшой античной крепости-поселения в районе ст. Анапской. Возможно, данный предмет принадлежал воину, судя по большему объему, воину-всаднику, который прикреплял ее к седлу. Воин служил в этой небольшой крепости-поселении, и охранял дальние подступы к городу Горгиппия.
Дмитрий Селеменев