Пудреница из раковины морского гребешка
В экспозиционном зале «Античный город Горгиппия» Анапского археологического музея есть один предмет, который вызывает большой интерес, и мы, сотрудники музея, часто слышим у стенда «женская половина дома» один и тот-же вопрос: для чего, почему здесь эта раковина?
Эта раковина морского двустворчатого моллюска – морского гребешка (лат. – Pectinidae), казалось бы, все просто. А вот для чего и почему? Здесь посложнее.
Анапская археологическая экспедиция в 1974 году исследовала городские кварталы Горгиппии и ее некрополь. На месте строительства столовой по ул.Терской был разбит раскоп общей площадью 100 кв. м. На исследованном участке открыто более десятка погребений. Одно погребение являлось парным, вместе были похоронены женщина и ребенок. В ногах женщины находилось несколько предметов: бронзовое кольцо, бронзовое зеркало, ребристая бусина из египетского фаянса, а также интересующий нас предмет – крупная плоская раковина моллюска – средиземноморского гребешка.
Использовать раковины морского гребешка человек начал давно. Уже в IV тысячелетии до н.э. раковина этого моллюска использовалась как украшение или как резец для изготовления различных орудий труда. В античную эпоху его называли «Венерин гребешок». Аккуратная рифлёная раковина была не только символом водной стихии, но и атрибутом женских божеств, в первую очередь богини любви и красоты Афродиты (Венеры). Перламутр этой раковины почитался как божественная оболочка Пеннорожденной. С XII века морской гребешок воспринимается в качестве атрибута апостола Иакова (Якова), совершившего плавание с целью поклонения заморским святыням. Так раковина моллюска стала еще и эмблемой паломников. В эпоху Возрождения появляется такой жанр искусства, как натюрморт Ванитас (vanitas- суета, тщеславие), который вносит свои коррективы в символику. Картины этого жанра предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. На картине изображены христианские символы Причастия (хлеб, вино), а также вскрытая раковина, означавшая душу, готовую покинуть земную оболочку.
Раковина, которая представлена в музейной экспозиции – это средиземноморский гребешок. По всей видимости он использовался в качестве женской пудреницы. Во-первых, он найден в женском погребении и, во-вторых, на нем имеются остатки румян (пудры). И здесь все логично – поскольку морской гребешок являлся символом богини красоты Афродиты, то он и использовался как футляр для косметики. То есть мы видим, что данные раковины применялись не только в религиозных целях, но и в практических.
Д. Селеменев