Фрагмент кольчуги периода русско-турецких войн
Среди недавних поступлений в Анапский археологический музей несомненный научный интерес представляет обрывок железной кольчуги. Он был найден случайно в ноябре в Анапе 2015 г. при благоустройстве тротуара на ул. Крепостной, напротив здания городской поликлиники, на небольшой глубине.
Обрывок небольшой, примерно 13 на 12 см. Кольчуга сплетена из железных колец диаметром 1 см. Плетение очень плотное, каждое кольцо соединяется с четырьмя соседними, причем ряды сварных колец чередуются с рядами клепаных. Кольца склепаны «на шип», кольчужные доспехи сделанные в такой технике называли панцирями.
Судя по технике плетения, кольчуга относится к XVIII-XIX векам. Ее находку следует связывать с событиями русско-турецких войн. Найдена кольчуга рядом с оборонительной стеной турецкой крепости Анапа, и, скорее всего, принадлежала кому-то из ее защитников. В XVII-XIX вв. очень ценились кольчужные панцири, изготавливавшиеся черкесскими мастерами. Несколько «черкасских панцырей» XVII века, полученных московскими царями в качестве дипломатических даров, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля. Черкесское происхождение, судя по всему, имеет и анапская кольчуга – владельцем этого элитного доспеха мог быть и турецкий офицер, и союзный туркам знатный черкесский воин.
Черкесские кольчужные панцири служили их владельцам надежной защитой. Свинцовые пули о них расплющивались, шашкой или кинжалом рассечь их тоже было невозможно. Однако, служившие на кавказской линии казаки нашли способ борьбы с горскими «панцырниками». Вместо пули (или поверх нее) в ствол ружья вкладывали плотно упакованную пачку стальных иголок: «заряд иголок вместо пули» пробивал кольчужный доспехи и поражал вражеского воина. Такой способ казачьей стрельбы был отмечен русскими офицерами, служившими на Кавказе. В частности, его описывает в поэме «Герзель-аул» майор Николай Мартынов, тот самый, дуэль с которым стоила жизни поэту Михаилу Лермонтову. Упоминает его в незавершенной повести «Он был убит» и другой участник Кавказской войны, Александр Бестужев-Марлинский.
Находка обрывка кольчужного панциря близ крепостных сооружений является очередным свидетельством ожесточенной борьбы Российской империи и Османской Турции за владение Анапой, которая развернулась на наших землях в конце XVIII – начале XIX веков. Примечательно, что находка сделана в нескольких десятках метров от стелы «Анапа – город воинской славы», ведь этого звания наш город был удостоен и за события русско-турецких войн.
А. Новичихин