Храм Святого Онуфрия Великого в Анапе
Храм во имя преподобного Онуфрия Великого имеет богатую историю. Он является одним из старейших на Кубани и имеет статус памятника истории и культуры XIX века федерального значения.
В 1828 г. турецкая крепость Анапа была взята штурмом русскими войсками под начальством генерал-адъютанта Меньшикова и при содействии Черноморского флота под начальством вице-адмирала Грейга. Вскоре в старом саманном доме, использовавшемся раньше для нужд Адагумского казачьего полка, был открыт молитвенный дом, посвященный памяти святых Онуфрия Великого и Петра Афонского, празднуемых православной церковью 12 июня (именно в этот день и была взята Анапа).
Одним из первых вопросов, возникших перед новой администрацией, стала проблема обустройства православного храма для удовлетворения религиозных нужд гарнизона и первых переселенцев. Наиболее приспособленным крупным зданием для ведения служб была главная турецкая мечеть, располагавшаяся в северо-восточной части крепости, и комендантом было принято решение переоснастить строение под православную церковь. Солдаты гарнизона помогли освободить здание от мусульманской символики, сделать ремонт помещения и создать его соответствующее убранство, пополненное в том числе полковыми образами и иконами жителей крепости. Священником, начавшим службы в новом приходе, стал о. Симеон Соколовский, которому был определен штат в количестве 2 причетников (дьякон и псаломщик) с выплатой жалованья. С 1830 г. начинаются работы по возведению храма. Строилась новая церковь силами артелей, нанятых Строительным комитетом и возводивших жилье для водворявшихся в Анапе поселенцев.
Чертежи, выполненные уже после окончания строительства церкви и подписанные 30 апреля 1839 года. Чертил планы кондуктор 1-го класса Сергеев, а подписал командир анапской инженерной команды
25 (12) июня 1837 г. храм был освящен во имя Святого Онуфрия и Петра Афонского. А уже через три месяца Анапа принимала императора Николая I, совершавшего поездку по Кавказу. Около 11 часов вечера 23 сентября 1837 г. пароход «Северная звезда» достиг анапской пристани.
Преподобный Онуфрий Великий жил в IV в. Сначала он подвизался в одном из монастырей в Фиваиде. Затем, воспламенившись любовью к пустыннической жизни, удалился в пустыню. Много трудов, скорбей и лишений перенес святой Онуфрий в пустыне: часто мучил его голод, нередко томила сильная жажда, а он не имел ни пищи, ни питья. Только пустынные травы несколько подкрепляли его тело, и небесная роса немного утоляла его жажду. Много страданий переносил он от дневного зноя и ночного холода. Не раз преподобный был близок к смерти от лишений и страданий; только промысел Божий хранил его от нее, подавая необходимое для поддержания жизни. Поэтому к св. Онуфрию прибегают с молитвой об избавлении от скоропостижной смерти, об исцелении детей от смертельных болезней, а женщины – при трудных и опасных родах. Преподобный прожил в пустыне 60 лет; за это время он оброс волосами, которые служили ему вместо одежды. Борода его была столь длинна, что касалась земли. Ангел являлся к нему со Святыми Дарами и причащал его. Когда наступило время смерти св. Онуфрия, Господь послал к нему старца Пафнутия. Онуфрий поведал ему свою жизнь и скончался со словами: «Отче, в руки Твои предаю дух мой».
Преподобный Пётр Афонский подвизался на Афонской горе. Происходил он из Константинополя и был военным сановником при дворе. В 667 г. во время войны с агарянами в Сирии был взят в плен, где дал обет поступить в монастырь, если будет освобожден из плена. Освободившись, он ушел в один из монастырей в Риме, а потом удалился на гору Афон. Во время путешествия на Афон Пресвятая Богородица явилась ему в сновидении и сказала, что Афонская гора – это данный Ей от Ее Сына и Бога жребий; что Она любит это место и желает умножить там иноческий чин, и что милость Сына и Бога Ее пребудет с подвизающимися там. Прибыв на Афон, св. Петр поселился на самом высоком месте горы. Более пятидесяти лет подвизался он здесь. Он так же оброс волосами, как и св. Онуфрий. Много монастырей устроилось на Афоне во времена св. Петра, и он для многих из иноков был образцом и руководителем. Мощи его были погребены в обители Климента. В 969 г., по случаю стеснений на Афоне, они перенесены во Фракию, в селение Фотоками.
«Николай Павлович, сев в первый экипаж вдвоем с комендантом, приказал ехать в церковь. Сопровождающие лица проследовали за императором. Процессия въехала в крепостные ворота, находящиеся у пристани близ бастиона, на котором располагалась «красная батарея». Проехав вдоль северной крепостной стены, экипажи повернули к церкви. На паперти в окружении причта стоял священник с крестом в руках. Звонарь изо всех сил бил в колокола, соревновавшиеся в громкости с всеобщим народным «Ура!». Государь вышел из коляски, и наступила тишина. Николай Павлович осенил себя крестным знамением и поклонился храму… Выслушав молебен и приложившись к кресту, государь изволил поехать сначала по бастионам».
25 мая 1855 г. в ходе Крымской войны войска крепости, которыми командовал вице-адмирал Серебряков, покинули Анапу, предварительно разрушив крепостные стены, взорвав пороховые погреба, уничтожив орудия, предав огню казармы и все здания. Занявши город, Сефер-бей нашел одни развалины.
10 июля 1856 года русские заняли Анапу, но православный храм был сильно разрушен, служба была вновь перенесена в старый молитвенный дом, просуществовавший до 26 мая 1876 г.
На месте разрушенного в 1855 г. храма по плану, утвержденному 16 июня 1871 года Кавказским Наместником, была построена каменная церковь «о трех главах с одним алтарем», верх деревянный, покрытый железом. Храм сооружался на средства анапчан на раскладочный по общественному приговору: сбор сначала по 5 рублей, а затем по 2 рубля с мужской души». Всего на строительство храма было потрачено около 24 тысяч рублей. 12 июня 1874 г. состоялось освящение храма. В 1881 году в церкви был устроен придел в честь Св. Благоверного князя Александра Невского.
Главным инициатором и руководителем строительства церкви был начальник Черноморского округа генерал-майор Д.В. Пиленко, вложивший немало стараний и личных средств. Постройкой храма руководил комитет во главе с капитаном Яновским. В 1888 году при церкви, в отдельном каменном здании, была открыта церковно-приходская школа.
2 января 1878 г. Анапа была обстреляна с турецкого корабля, один из снарядов попал в здание церкви навылет. Место попадания позже было отмечено кругом черной краски, «долженствующим напоминать грядущему потомству о поранении святыни».
В 1930-е годы Свято-Онуфриевская церковь была разорена большевиками, в 1936 году её здание было передано под краеведческий музей. Во время немецкой оккупации богослужения в храме были возобновлены.
В 1964 году храм закрывается властями, демонтируются купола и колокольня, здание передается Дому пионеров и школьников. Прихожане, организовав сбор средств, приобретают жилой дом на Гребенской улице в Анапе, в котором устраивается церковь, освященная во имя Онуфрия Великого.
Здание храма в 1960-1980 годы
В 1991 году храм был передан православной общине; 1 декабря того же года вновь освящён; возобновляются богослужения. Храм на улице Гребенской переосвящается в честь преподобного Серафима Саровского. К концу 1990-х годов завершено восстановление и благоустройство Свято-Онуфриевского храма.
Строительство колокольни, 1990-е годы
Храм Святого Онуфрия в настоящее время