Косторезное дело Горгиппии

С древнейших времен население Северного Причерноморья для изготовления орудий труда, вооружения, различных предметов быта и украшений применяло в качестве исходного материала наряду с металлом, камнем и деревом кость, рога и копыта животных.

Изделия из кости прочнее и долговечнее своих деревянных аналогов. Кроме того, костяные изделия в меньшей степени подвергались разрушению, в отличие от деревянных. Также костяные предметы, по сравнению с подобными изделиями из металла, обладали некоторыми преимуществами «выживания», поэтому они дошли до нас в большем количестве. Это объясняется тем, что металлические предметы часто вторично переплавляли или перековывали.

Костяные изделия в Боспорском царстве, в состав которого входил античный город Горгиппия, были широко распространены. Материалы археологических раскопок позволяют представить разнообразие сырьевой базы косторезного дела Северного Причерноморья, которая была основана на скотоводстве и отчасти на охоте.

Существовал также импорт на Боспор из других стран различных изделий и полуфабрикатов, изготовленных из ценных пород кости. Полученные в результате археологических исследований находки позволяют говорить о высоком уровне производства и широком применении изделий из кости во всем Северном Причерноморье и в Горгиппии в частности.

Слоновая кость

Употреблялись бивни слонов, так называемая слоновая кость, которую еще с начала II тысячелетия до н. э. экспортировали из Египта на материковую Грецию. В античное время для изготовления костяных изделий применяли также бивни индийских слонов. На мировых рынках как в древности, так и сейчас африканская слоновая кость ценится выше индийской, поскольку последняя быстро желтеет со временем, в отличие от африканской, которая сохраняет приятный кремовый цвет.

Слоновая кость в основном использовалась для создания высокохудожественных изделий и предметов роскоши. Костяные накладки или инкрустация были наиболее обычным способом украшения деревянных изделий.

В этой связи примечательны находки из античной гробницы в п. Уташ Анапского района, исследованной археологической экспедицией ИА АН СССР в 1976 году. Захоронение было разграблено еще в древности, а также значительно повреждено пахотой в советское время. Однако найденные в нем остатки золотых украшений и уникальные орнаментированные пластины из слоновой кости с изящными изображениями льва, пантеры, стоящей на скале крылатой женской фигуры, возможно, Медузы Горгоны, обезглавленной женской фигуры, сфинкса, крылатого льва, которые, скорее всего, украшали деревянный саркофаг покойного, свидетельствуют не только о былом богатстве этого погребения, но и предположительной принадлежности захоронения к эллинизованной варварской знати на Боспоре. Инкрустированные пластины из слоновой кости были точеными, с гравировкой, раскрашены сыпучими красной и голубой красками.

Высокохудожественные изделия изготавливались не только из слоновой кости. Возможно, косторезная мастерская могла быть в боспорском городе Тиритака. При раскопках этого античного полиса в 2018 году была обнаружена уникальная находка, которой нет аналогов за всю, более чем 200-летнюю историю раскопок на Боспоре . Это предмет из фрагмента левой большой берцовой кости крупного рогатого скота (бык?) с мастерски вырезанной многофигурной рельефной композицией – обнаженный бог Гарпократ со спутниками и атрибутами его культа (высота 12,4 см). Местный характер сырьевого материала этого предмета косторезного искусства не исключает возможности его происхождения из мастерской боспорских авторов.

Известна случайная находка фрагмента костяной пластины в 1983 году школьниками хутора Капустин Анапского района, которая в последствие была передана в музей. Вероятно, в древности данная пластина выполняла роль накладки-украшения, прикреплялась к горизонтальной поверхности (имеется пять отверстий для крепления). На лицевой стороне – геометрический орнамент. У края пластины тонко вырезанное стилизованное изображение (птица?). На обратной стороне – насечки, образующие сетку.

Примечательна находка костяной декоративной накладной пластины спинки кресла, обнаруженная при охранно-спасательных раскопках на территории анапского санатория «Мотылек» в 2016 году. Пластина изображает голову лебедя в профиль, опущенную вниз и прижатую к грациозно изогнутой шее.

Сырьевая база

В большинстве случаев после бытового употребления мяса кости простых домашних животных шли, конечно же, на массовое производство, чаще всего, орудий труда: веретен, пряслиц, ткацких грузил, челноков, чесальных гребней, рукоятей ножей, костяных рашпилей, скребков, игл, проколок и т.д. Поэтому на данной выставке представлена посуда как неотъемлемая часть обеда жителя античного поселения, на котором зачастую присутствовало мясо.

В городах Северного Причерноморья, в том числе, и в Горгиппии использовались изделия, изготовленные преимущественно на основе местной сырьевой базы (домашние и дикие животные, реже из костей и жаберных крышек, например, осетровых рыб). Изображения домашних животных встречаются на зооморфных ручках кувшинов из раскопок Горгиппии. Чаще всего, древние мастера прибегали к образу кабанов или лошадей.

Кстати, соотношение находок костей домашних и диких животных позволяет ученым моделировать и сопоставлять его с историей того или иного античного города или поселения. Так, более высокое содержание костных останков диких охотничьих видов: благородных оленей, косуль, лис, фрагменты костей птиц – уток, бакланов, голубей – свидетельствует о трудных экономических временах в данной местности. В свою очередь, преобладание костей крупного и мелкого домашнего скота говорит о становлении и уже развитии сельского хозяйства, в частности, скотоводчества. Известен случай обнаружения почти целого черепа котенка леопарда при раскопках античной Фанагории – второй столицы Боспорского царства. Видимо, состоятельные и, возможно, следующие моде жители этого древнего города могли себе позволить держать в доме диких крупных кошек.

Инструменты для обработки кости

По сути дела косторезы в части инструментов для обработки кости пользовались такими же инструментами, что и столяры при деревообработке. Для отделения от сухожилий и для рубки применяли топоры.

Для грубой подтески крупных костей могли применять тесло.

С помощью железных долот могли делали различные углубления.

Для расчленения кости применяли пилу, а для резьбы или строгания – ножи.

Чтобы просверлить крупное отверстие, вероятнее всего, использовали лучковый бурав.

Для стачивания плоскостей и полировки поверхности кости применяли рашпили – крупные трубчатые кости, с подтёсанными сторонами, на которые наносились косые ряды насечек, ими, возможно, работали с подсыпкой мелкого песка или толченного мела.

Чтобы сделать разметки на кости древние мастера применяли шило, линейку, лекало, циркуль.

Для приклеивания инкрустационных пластин употребляли различные сорта клея. Обратная сторона пластин покрывалась сетью врезных линий для лучшего сцепления. Эту «сеточку» можно заметить на многих костяных накладных пластинах из раскопок Горгиппии.

Чтобы обработать сферическую поверхность использовали токарный станок. Так, балясина каплевидной формы, найденная в 1987 году в одном из погребений при раскопках некрополя Горгиппии (котлован под кинотеатр «Победа» в Анапе), была явно изготовлена с помощью токарного станка 

Известно, что костяные полуфабрикаты перед обработкой резанием могли кипятить с целью их размягчения. Для продольного и поперечного сечения кости могли употребляться каменные или железные резцы.

Веретена, пряслица

Археологические находки костяных орудий труда для трепания шерсти, чесальных гребней, костяных веретен и пряслиц говорят о широком распространении кости в качестве материала, используемого для процесса прядения на всех его стадиях: от вытягивания волокнистой ленточки из шерсти и ее скручивания до наматывания на веретено готовой нити.

Отдельную группу археологических находок представляют стили – особые костяные палочки для записей по застывшему воску на деревянных дощечках. Костяной стиль на одном конце был заострен для процарапывания букв и символов по воску, а на другом конце имел лопаточку для затирания неправильно написанной или ненужной записи.  Исследователи отмечают, что многочисленные находки костяных стилей говорят о широком развитии грамотности среди свободного населения античных городов и поселений Северного Причерноморья, о существовании сети школ в античное время.

Игра в кости

Многочисленные письменные источники античного времени сообщают о широком распространении игры в кости в Греции и Риме. Важным источником по изучению этого вопроса являются находки игральных костей в Северном Причерноморье, обнаруженных в результате многолетних раскопок его городов, поселений, могильников и курганов.

Б.Г. Петерс пишет: «В рабовладельческих полисах, где широко использовался труд рабов, свободные граждане имели достаточно не занятого физическим трудом времени, в связи с чем одной характерных черт их частной жизни было широкое, повсеместное развитие спортивных, развлекательных и азартных игр».

Как показывают археологические исследования, игра в кости широко практиковалась в городах и поселениях Северного Причерноморья. Это подтверждает повсеместными находками игральных костей – астрагалов для игры в бабки. Бабка – название кости первого сустава третьего пальца лошади, третьего и четвертого пальцев быка, козы, барана, имеющей удобную для игры форму. Цель игры заключалась в выбивании битой (утяжеленными астрагалами) как можно большего количества бабок с линии или из круга.

Для игры в бабки астрагалы тщательно очищали от мяса. Некоторые астрагалы стачивали, спиливали, высверливали, утяжеляли, заливая в отверстия металл, вырезали на них надписи, буквы, черточки, знаки, покрывали красками. Известна находка в помещении горгиппийского дома астрагала с надписью «дарю».

Находки астрагалов в городах, поселениях и могильниках Северного Причерноморья часты и многочисленны. Примечательно, что в захоронениях археологи находят как один астрагал, так и наборы астрагалов до нескольких десятков штук в одной могиле. Например, при раскопках некрополя Горгиппии (современная ул. Протапова в Анапе) в 1971 году было обнаружено детское погребение с пятнадцатью астрагалами.

Это говорит о многообразии игр с астрагалами, ведь они развивали ловкость и глазомер. Молодежь играла в популярную спортивную игру – тропа. Была распространена игра с четырьмя астрагалами – астрагалисмос: очки присуждались игроку в зависимости от стороны, которой упал астрагал при подбрасывании. Астрагалы могли использоваться также не только в игровом значении, но и при гаданиях – кибомантии (греч., от kybos – «игральная кость», и manteia – «гадание»).

Мгновенно приходящая возможность выигрыша способствовала тому, что изображение астрагалов стало символом везения и удачи, амулетом счастья и, кроме того, оберегом, отвращающим дурной глаз. Считалось, что несколько астрагалов, хранимых вместе в шкатулке, приносили счастье владельцу. Их привязывали к детской колыбели, помещали в детские погребения.

Из астрагалов изготавливали игровые костяные шашки методом стачивания до плоского состояния. В Греции и Риме с глубокой древности была известна игра в шашки, откуда она в дальнейшем распространилась по всему Европейскому континенту.

На костяных тессерах археологи находят граффити, изображения римских цифр, орнаменты, вырезанные изображения божеств, людей, зданий, предметов и фруктов.

Известна костяная тессера (I-II вв. н.э.), найденная при раскопках Фанагории в 2014 году, она относится к типу игральных фишек, на лицевой стороне которых изображена комбинация пальцев левой руки, которая обозначает числа от 1 до 15 и соответствует римскому и греческому цифровому обозначению на оборотной стороне.

Амулеты, подвески, бусы

Рога, клыки и когти животных с просверленными отверстиями (очевидно, для продевания шнурка) могли служить амулетами , поскольку им и некоторым костям скелета, в том числе лопаткам и пястным костям, придавалось особое значение как свидетельству силы. Ведь кость воспринималась как хранилище жизненной силы и служила символом бессмертия.

Возможно, по этой же причине археологи находят в погребениях не только костные останки млекопитающих животных, но раковины моллюсков. Так, при раскопках некрополя Горгиппии в 1980 году по улице Терской в Анапе в одном из погребений была обнаружена подвеска в виде маленького костяного цилиндрика, выполненная из раковины, в центральной части подвеска перехвачена бронзовой проволокой, завершающейся петелькой.

Также на горгиппийском некрополе ученые обнаруживали в могилах различные бусы, в том числе, и с раковинами каури, а также раковины морского моллюска, которые, впрочем, могли служить и косметическим целям – быть румяницами.

Таким образом, выставка «Косторезное дело Горгиппии» раскрывает кость как универсальный материал. Его прочность и одновременная податливость при обработке позволяла древним косторезам изготавливать не только предметы повседневного быта, труда и вооружения, но и в некоторых случаях создавать уникальные произведения искусства и декоративного ремесла, сохранившиеся до наших дней и несущие в себе богатую культуру античного мира.