Агатовый амулет
В 1951 г. местным жителем в Анапский музей был передан агатовый шар с надписью, найденный при работах на винограднике близ села Варваровка анапского района.
Шар диаметром 3,6 см со сквозным отверстием из агата с прожилками темно коричневого и серого цвета покрыт вырезанными древнегреческими буквами, составляющими отдельные слова и фразы, магическими знаками. Строки письма идут ровными рядами почти по всей поверхность шара.
Тексты надписей и перевод впервые опубликованы известным отечественным эпиграфистом-антиковедом Татьяной Васильевной Блаватской в 1958 г. Содержание перевода не оставляет сомнения в том, что амулет медицинского назначения (филактерий).
Блаватская Татьяна Васильевна
(1917‒2007)
Надписи на шаре расположены на противоположных сторонах так, что, прочтя текст А, нужно повернуть его на 180 градусов, чтобы текст Б стал полностью обозрим.
Перевод: А. Для исцеления от ядов, магические слова в форме древнего, таинственного заклинания – абракадабры. Дамнаменей – амнаменей – мнаменей – наменей, и до – ей.
Такое заклинание от ядов было распространено в античности и служило стандартной формулой на медицинских амулетах. Упоминалась болезнь одного органа и далее шли повторения общеизвестных магических слов и букв. Иногда упоминались боги, здесь заговор от ядов подкреплен магическим именем Дамнаменей.
Дамнаменей это божество, принадлежащее к числу Дактилей. Диодор Сицилийский в исторической библиотеке писал, что Дактили были божественными кузнецами, жившими в окрестностях горы Иды на Крите. Иногда их причисляли к Куретам – стражам Зевса.
Софокл полагал, что Дактили первые пять мужчин, они открыли железо и обработали его впервые, изобрели много других предметов, полезных для человека, у этих пяти мужчин было пять сестер, и что, благодаря числу десяти, они все названы были дактилями (пальцами).
Дактили – одни из древнейших, еще доолимпийских божеств, почитавшихся в эпоху овладения металлургией в III – II тысячелетиях до н.э. Тем не менее, имея особое значение в культах кузнецов и других ремесленников их популярность удерживалось в народе и в более позднее время. Климент Александрийский, писавший в конце II – начале III вв. н.э. называет Дактилов варварами – демонами. Дактили сближались с демонами – покровителями сил природы, в числе которых был и Дамнаменей, это послужило основанием для включение его в круг божеств, призывавшихся магами.
Перевод: Б. Господи, прошу Тебя, сделай моё лечение полезным для здоровья (магич. знак) возглавляющей головы, ушей, (магич. знаки) мозговой оболочки, (магич. знаки) язычка мягкого нёба, (магич. слово) гортани, (магич. слово) переносицы, (магич. слово) ноздри, (магич. слово) полипа, (магич. слово) зубов, (магич. знак) рта.
Перечень болезней показывает, что пользовавшийся амулетом человек страдал болезнями дыхательных путей, болями головы и зубов. Точность медицинской терминологии автора текста указывает на его высокую осведомленность. Возможно данное моление было составлено не больным, а лечившим его врачом – магом. В медицине того времени магия играла большую роль, и врачи не редко прибегали к помощи амулетов.
Общий характер текста А, и специализированная молитва текста Б, позволяет высказать предположение о том, что эти надписи сделаны в разное время.
Текст А был вырезан самим камнерезом, готовившим амулет для продажи, любому покупателю. На это указывает и выбор агата как материала для изготовления амулета против ядов. По представлениям древних греков и римлян этот камень имел магические свойства. Плиний Старший в своих трактатах упоминал о том, что «агат полезен при лечении укусов пауков и скорпионов», и что «лекарства, растираемые в агатовых ступках, способствуют излечению».
Человек купивший уже готовый амулет, пожелал предназначить его для охраны не только от ядов, но и от других болезней и поэтому заказал мастеру вырезать на свободной стороне камня свою надпись. Так появился текст Б.
Место изготовления амулета точно неизвестно. Большинство украшений с использованием резных камней (гемм) бытовавших в античных городах Северного Причерноморья, происходят из мастерских юго-восточного средиземноморья, вероятнее всего Египта. В первые столетия нашей эры товары из Египта ввозились на Боспор в большом количестве. Среди ввозимых товаров были и амулеты, разные подвески в виде сжатой руки, лежащего льва, жука скарабея. Поэтому наш амулет мог быть изготовлен в Египте, откуда в последствии попал в окрестности Горгиппии.
Т. В. Блаватская относит амулет из Анапы к числу раннехристианских памятников III – IV в. н.э. Общий характер и особенности заклинаний сближают его с христианскими магическими текстами, в большом количестве писавшихся на папирусах того времени. Упоминание Дамнаменея и использование магических слов не служит препятствием для такого заключения, так как в христианских текстах часто встречаются имена демонов и языческих богов.
Агатовый амулет не раз публиковался в научных изданиях и становился предметом дискуссии в среде ученых – антиковедов. Он представлен в экспозиции музея «Античный город Горгиппия» где занимает центральное место в витрине с экспонатами причастными к медицине.
С. Евсюков
В. Бондаренко