Армянская маслобойка хноци и шейное ярмо
В отдел краеведения Анапского археологического музея поступили новые экспонаты: деревянные маслобойка и ярмо. В настоящее время эти предметы сельскохозяйственного назначения уже практически вышли из употребления и сегодня мало кто из современников может догадаться об их назначении, хотя еще шестьдесят – семьдесят лет назад они постоянно использовались в быту.
Замечательный подарок музею сделала Елена Амаяковна Пастаджян, жительница села Витязево. Предметы долгое время хранились в семье и передавались по наследству. Ее отцу в нелегкие послевоенные годы довелось самому управлять быками, запряженными в тяжелую деревянную балку – ярмо, которую обычно использовали между парой волов или других животных, чтобы они могли тянуть груз вместе.
В музей поступил весомый экспонат длиной 1м 55 см и высотой 40 см.
Ярмо — в запряжке волов заменяло хомут. Существовали ярмо головное и ярмо зашейное или шейное.
Фигурная деревянная перекладина шейного ярма, передавала силу от плеч животных. Шарнирное соединение, расположенное под центром ярма, крепилось к шесту транспортного средства или к цепям (следам), используемым для перетаскивания груза. Для крепления ярма нужны были тяговые кожаные ремни, гвоздь-шплинт, регулирующий размер ярма, задняя поперечная тяга, соединение двух половин ярма, поперечный ремень; отверстия для шплинта, крепление тяговых ремней.
Ярмо быка должно быть сделано из прочного и легкого дерева, с помощью упряжи быков еще в раннем возрасте приучали к перевозке различных грузов. Благодаря этому, раньше рогатый скот являлся отличным помощником в хозяйстве, позже их заменили машины.
Гораздо дольше служит людям деревянная маслобойка – хноци.
Елена Пастаджян рассказывала сотрудникам музея, как в детстве она вместе с подругами часто каталась на этом приспособлении как на качелях, и от постоянного раскачивания в нем взбивалось масло. Вытянутый бочкообразный деревянный сосуд овальной формы с отверстием сверху для наливания молочных сливок, высотой 1 м 16 см, диаметром – 40 см, специальноподвешивали к потолку горизонтально на двух крепких веревках.
Хноци долгое время был важнейшей принадлежностью каждой крестьянской семьи. Маслобойку использовали для изготовления сливочного масла из мацуна, сливок или cметаны. Взбивать масло поручали молодым девушкам, а вот отделение уже готового масла от сыворотки было делом опытных и старших по возрасту женщин. В некоторых селах Армении эта традиция сохранилась до сих пор.
Женщины, раскачивали и толкали маслобойку до тех пор, пока налитые в неё молочные сливки в результате взбивания не превращались в масло, разделяя пахту – «тан» и «караг» – масло. Из масла топили и получали «юх» – топленое масло, которое охлаждали и перекладывали в кувшины, из остатков внутри хноци оставался тан (кисломолочный напиток из молока). Приготовленное масло первым доставалось детям, молодым людям, мужчинам, занятым тяжелой физической работой. Все молочные продукты зимой хранились в глиняных кувшинах и мехах — «тик», называемых «мотал» (мешок из засоленной шкуры) и «курдз» (кожаная сумка для продуктов). Хноци хранили в самом укромном месте дома или в «ацатуне» (в хлебном доме) и оберегали, ведь нечаянно разбить хноци считалось плохой приметой.
Светлана Рожкова