Пелика I-III вв. н.э. с граффити
В Анапском археологическом музее выставляется интересный экспонат – пелика с красным покрытием и орнаментом в технике граффити. На ней процарапаны пляшущие человечки, лошади в попонах и виноградная лоза.
Пелика относится к I-III вв. н.э. и была найдена в части горгиппийского некрополя на улице Астраханской в 1979 году.
Поверхность сосуда была красноватой со слабым блеском, сейчас покрытие почти полностью утрачено. Верхняя часть украшена рисунком, который нанесли по сырой глине тонким острием. На одной стороне изображена растянутая лоза в виде четкого зигзага, от которой вверх и вниз идут сердцевидные листья, а между ними свисают грозди винограда. Под одной из ручек — три кривых дротика остриями вверх. Они нанесены по сырой глине в виде искривленных углублений, а затем, как и весь узор, покрыты краской.
С другой стороны пелики процарапаны две лошади, скачущие навстречу друг другу. Они изображены в движении — это передают торчащие гривы, развевающиеся хвосты. Их фигуры орнаментированы — бегущая волна, цепочки крестов и точек, виноградный лист. Между лошадьми помещена фигура человечка с большой головой. Но утрачена средняя часть фигуры с руками, неизвестны его поза и одежда. Босые ноги двигаются влево, лицо обращено в фас. Брови и нос переданы неразрывной линией (распространенный способ изображения лиц, например, на стеклянных мозаичных бусах и фресках). Глаза, рот и щетина на щеках обозначены уколами тонкой иглы. Торчащие волосы, постановка ног, скорее всего, передают танец.
Под второй ручкой изображено человекоподобное существо, от фигурки которого уцелела часть непропорционально большой головы в профиль с редкими торчащими волосами, глазом и бровью.
Пелика характерна для эпохи позднего эллинизма – об этом говорит её форма, красноватое покрытие, орнаменты плюща. А фигурки человечков-карликов перекликаются с египетским культом Беса, чьи подвески использовались как апотропеи для детей и женщин. Подобные находят при исследовании некрополей Северного Причерноморья.
Извивающаяся виноградная лоза — распространенный символ бессмертия души, линии повторяющихся орнаментов символизируют вечное движение жизни. Экстатические танцы характерны для обрядов культа Диониса-Сабазия. Один из человечков анапской пелики, безусловно, танцует. Сосуд мог использоваться в мистических религиозных обрядах культа бессмертия и возрождения жизни.
В Горгиппии, наравне с другими, существовал культ бога виноградарства и виноделия, который подтверждается археологическими находками: терракотовые маски Сатира, изображения силенов и Пана – спутников Диониса и др. И в городе существовала культовая постройка в честь этого божества (хтонического Диониса-Сабазия). На мраморном блоке от здания в коринфском ордере изображен Пан и молодой Сатир.
Пелику и другие экспонаты вы можете увидеть на выставке «Греческие амфоры».
Екатерина Воронина, научный сотрудник отдела археологии.